Сердце Иисуса

Автор: Maks Июл 4, 2017

Почитание Святейшего Сердца Иисуса имеет долгую историю. С самых ранних времен церковь почитала жертвенную любовь Христа к людям, для которой существовали различные символы. Но этот стал одним из самых загадочных и мистически наполненных.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается католической церковью в пятницу на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Оба праздника переходящие, зависят от празднования дня Святой Троицы. В отличие от православия, где празднование в честь Святой Троицы происходит на 50-й день после Пасхи, христиане западного обряда сначала празднуют Пятидесятницу (Сошествие Святого Духа на апостолов), а ровно через неделю — день Святой Троицы. Таким образом, Праздник Святейшего Сердца Иисуса приходится на 69-й день после Пасхи.

Кровь и вино

С началом Крестовых походов получил широкое распространение культ почитания Христа-человека. Паломники стремились посетить места в Святой земле, связанные с событиями Его земной жизни, унести оттуда частицу земли или кусочек дерева. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году хранившиеся в храме Богородицы Фара терновый венец Христа, частицы сандалий, туника, гвоздь из креста и копье римского сотника Лонгина, которым он ранил распятого Спасителя, оказались в руках западных христиан.

Это событие способствовало более широкому распространению культа пяти Христовых ран и увенчанной терновым венцом главы. Кстати, терновый венец до сегодняшнего дня хранится в Париже, в соборе Нотр-Дам. По-видимому, культ Сердца Иисусова возник как продолжение и развитие культа главной из пяти Его ран — в боку, нанесенной копьем сотника Лонгина.

Развитие культа Сердца Иисусова совпадает и с возникновением нищенствующих монашеских орденов, строгий устав которых предписывал отказ от любой частной и орденской собственности — францисканцев, цистерцианцев, доминиканцев и других. Одно из самых ранних описаний культа Святейшего Сердца Иисуса мы встречаем в богословском трактате «О таинственной виноградной лозе». Он был написан в XIII веке святым Бонавентурой, монахом францисканского ордена. Вслед за Бернардом Клервоским, идеологом Крестовых походов, Бонавентура развивал в своем сочинении образ Христа как истинной виноградной лозы.

Тема раны в боку постепенно привела к формированию образа мистической давильни, из которой изливается вино, во время евхаристии становящееся кровью Христа. Этот образ стал настолько популярен, что довольно часто встречались изображения распятия в виде дерева с обрубленными ветвями, у подножия которого пробивается росток винограда.

Верующие без труда улавливали сходство между давильным прессом для винограда и орудиями Страстей: винтовой механизм напоминал столб, к которому был привязан Христос во время бичевания, круглый по форме пресс — терновый венец. Спуск пресса — снятие с креста, а у желоба-стока часто стояла большая каменная чаша. Так же, как виноград, помещенный под деревянный пресс, Христос страдал под тяжестью креста и страстных мук.

«Новое богословие»

Сердце ИисусаМистика Святейшего Сердца Иисуса получила дальнейшее развитие в Германии, в цистерцианском ордене. Особенно большой вклад в его почитание внесли труды святой Гертруды Хельфтской (Гертруды Великой) — одной из известнейших мистиков цистерцианского ордена. Особенно важным является ее самое первое видение в 1281 году. Выздоравливая от тяжелой болезни, молодая монахиня после вечерни увидела Христа в образе 16-летнего юноши, обещавшего исцелить ее.

«И когда я взглянула на эту дорогую мне руку, которую Ты протянул мне как залог выполнения Твоих обещаний, я узнала, о сладчайший Иисус, Твои сияющие Раны», — так впоследствии писала святая Гертруда в своем многотомном труде «Посланник Божественной любви». Однако мистика Святейшего Сердца Иисуса дальнейшего развития в этот период не получила.

Возрождению интереса способствовал закат Средневековья, сопровождавшийся Реформацией и «падением нравов». Благочестивые миряне и служители церкви искали «противоядие» в аскетических духовных практиках, медитациях, отшельничестве. На этом фоне в XVI веке сформировалась аскетическая практика поклонения Сердцу Иисусову со своими молитвами и духовными упражнениями. Она много восхвалялась современниками.

Картезианский монах Иоанн Юстус Ланспергий, аскет и писатель, настойчиво призывал всех христиан с особой любовью почитать Святейшее Сердце, которое является символом любви Христа ко всему человечеству. В самом знаменитом своем труде «Послание Иисуса Христа верной душе» он изложил те основы и принципы, из которых выросло это почитание.

Почитание Сердца Иисусова практиковалось среди последователей «нового благочестия», принятого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах. Оно все более распространялось среди бенедиктинцев, кармелитов, францисканцев. Члены созданного в 1534 году Общества Иисуса (иезуиты) помещали изображение Сердца Иисусова на обложки своих книг и на стены храмов.

Впрочем, находились и противники. Резкие протесты против культа Святейшего Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов. Это оппозиционное движение в католической
церкви XVII-XVIII веков признавало абсолютную предопределенность пути человечества и незначимость свободы человеческой воли. Впоследствии они отделились и оформились в самостоятельную Голландскую старокатолическую церковь. К янсенистам присоединились богословы-рационалисты эпохи Просвещения. Они указывали на недопустимость поклонения Сердцу отдельно от личности Иисуса Христа и иногда прямо обвиняли оппонентов в ереси.

Тем не менее почитание Святейшего Сердца Иисуса стало выходить за рамки частных практик. Центром этого стала Франция. Одним из тех, кто приложил к этому немалые усилия, был французский миссионер XVII века святой Иоанн Эд.

Слово, понятие, символ

31 августа 1670 года прошел первый торжественный праздник Сердца Иисусова в большой семинарии во французском городе Ренн. Затем такие торжества стали проводиться и в других французских приходах. Огромную роль в распространении культа Святейшего Сердца Иисуса сыграли мистические видения монахини Маргариты Марии Алакок. Иисус явился ей в октаву (восьмидневие) праздника Тела и Крови Христовых в 1675 году и повелел добиваться установления праздника в честь Его Сердца.

Почитание Сердца Иисусова ширилось, возникали многочисленные братства. В 1720 году в Марселе во время эпидемии чумы было зафиксировано первое публичное поклонение Сердцу Иисусову. Однако Рим долго медлил с установлением соответствующего праздника. Наконец, папа Климент XIII полуофициально утвердил его для Франции в 1765 году. Почти через столетие, в 1856 году, папа Пий IX провозгласил праздник Сердца Иисусова обязательным для всей церкви. Папа Лев XIII в 1889 году поднял его ранг до наивысшего.

В первой половине XX века, в период тягчайших испытаний, выпавших на долю Европы, культ Сердца Иисусова стал особенно популярен. В это время были канонизированы предтечи его почитания: сестра Маргарита Мария Алакок — в 1920 году, отец Иоанн Эд — в 1925 году.

Попытку дать более глубокое обоснование практике почитания Святейшего Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика. Также сердце для него — это центр личности, средоточие человеческого «я» как такового. В современном церковном календаре Сердцу Иисусову, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.

Анна СЕМЕНЕНКО

  Рубрика: Религии мира


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
18 − 17 =


SQL запросов:62. Время генерации:0,650 сек. Потребление памяти:31.61 mb