Школа императоров

Автор: Maks Дек 6, 2017

Казалось бы, наследники престола Российской империи должны были получать блестящее образование. Однако на практике все обстояло гораздо сложнее.

Головой об стену

До Петра I Романовы, мягко говоря, не отличались образованностью. К примеру, царь Алексей Михайлович, отец Петра, I считался «книжным человеком». Потому что у него была библиотека из 13 книг.

Петр I — самоучка. А после него началась эпоха дворцовых переворотов. У власти оказывались случайные люди, которых не готовили к трону и не давали им какого-то особого образования.

Первым наследником, которого действительно учили на совесть, был Павел I. Его воспитатель — Никита Панин — выдающийся дипломат, много лет проживший в Европе.

Вроде бы ясно: какое образование человек получил, таким он и вырастет. Увы, к российским императорам это не относится. Не видно никакой закономерности.

Павел I получил светское образование. Упора на военную подготовку не делалось. Однако Павел I увлекся именно военным делом. Воспитатель Панин вдалбливал ему идеи ограничения самодержавной власти, однако, став императором, Павел I ни о каких ограничениях даже не думал.

А сыновья Павла I стали, можно сказать, жертвами педагогических экспериментов. Их воспитывали в соответствии с модой.

Александром I занималась бабка — Екатерина II. Она поклонница педагогических идей Руссо. Лучше всего, мол, воспитывает природа, а детям нужно давать максимум свободы.

А вот воспитанием Николая I занялся папаша — Павел I. Он совсем не разделял идей Руссо. И отдал младших детей — Николая и Михаила — генералу Ламсдорфу. У генерала была своя метода. Он бил августейших воспитанников линейкой, а иногда и ружейным шомполом. Привязывал к ручке кровати и порол розгами. Мог ударить будущего императора Николая I головой об стену так, что тот лишался чувств. «Время было такое: били людей по убеждению, а не из злобы», — пишет современник.

Историки часто утверждают, что Николай I был невежественным солдафоном. Он, дескать, третий сын, шансов занять престол не имел, поэтому учили его кое-как. Это полная чепуха.

Была даже идея создать специально для него и его младшего брата Михаила элитное учебное заведение, где вместе с великими князьями учились бы отпрыски аристократических семейств. Воспротивился старший брат — Александр I. Великие князья, как и водится, ограничились домашним образованием, но от идеи создать элитное учебное заведение не отказались. Так появился знаменитый Царскосельский лицей.

Кое-что «в долбёжку»

А Николая с 13 лет стали учить по тогдашней университетской программе. Заодно давали и военное образование. Из Николая вышел превосходный военный инженер. А вот гуманитарные науки, кроме истории, он не жаловал. На уроках правоведения они с братом Михаилом «или дремали, или рисовали какой-нибудь вздор». А потом к экзаменам выучивали кое-что «в долбежку», «без плода и пользы для будущего».

Видимо, дело не в том, что Николая плохо учили, а в том, что он учился только тому, что было ему интересно. Поэтому он и называл свое образование «бедным», а годы ученичества считал «потерянными».

В 1816 году 22-летний Николай совершил поездку по России. Это войдет в традицию — наследник престола знакомится со страной, которой ему предстоит править.

Император Николай I — жесткий правитель. И суровый отец. Но в плане педагогики он, пожалуй, либерал.

Его в детстве лупили шомполом — он вообще отменил телесные наказания для своих детей. Их наказывали по-другому. Самая страшная кара — запрет встречаться с родителями. Менее страшная — диета. К примеру, цесаревич Александр Николаевич не выучил стихотворение, поэтому «за обедом кушал один суп».

Николаю в детстве не давалась латынь — он убрал ее из учебной программы своего старшего сына Александра.

Мальчиков в императорской семье готовили в военные. Поэтому учителями могли быть штатские люди, но воспитателем — только офицер. Таким офицером для Александра II стал капитан Карл Мердер. «Он был прирожденный педагог, тактичный и внимательный», — пишет Ольга Николаевна, сестра Александра II.

Обучением будущего императора руководил поэт Жуковский. Это было весьма прогрессивное решение — не генерал, а поэт. Именно Жуковский дал Александру II отличное образование. Он вообще считал, что военному делу надо обучать только полтора месяца в году, во время каникул.

Николай I, конечно, такого пренебрежения к военной подготовке потерпеть не мог. Он хотел, чтобы сын был бравым и грамотным офицером. Когда 14-летний цесаревич на параде проскакал галопом вместо рыси, он был посажен под арест на гауптвахту. Это серьезная провинность, это вам не какое-то невыученное стихотворение.

Зачем учиться, если есть министры?

Пьер Жильяр и цесаревна Ольга

Пьер Жильяр обучает цесаревну Ольгу Николаевну французскому языку

Александр II был хорошо образованным человеком. Но проблема в том, что его младший брат Константин Николаевич был еще образованнее. Это непорядок. Император должен быть во всем лучше своих младших братьев. Александр II решил, что с его детьми именно так и будет.

Старшего сына звали Николай. По-семейному — Никса. Именно он и должен был стать Николаем II.

С 13 лет Никса стал учиться отдельно от младших братьев. Все лучшие преподаватели доставались ему. Среди них историк Сергей Соловьев и писатель Иван Гончаров.

Наследник учился блестяще и подавал большие надежды. Но в 21 год Никса умер от болезни спинного мозга. Наследником стал Александр Александрович (будущий Александр III).

До этого все внимание уделялось обучению Никсы. Теперь взялись за Александра. Но уже как-то поздно. 20-летний наследник, мягко говоря, не горел желанием возвращаться к школьным урокам. К тому же — в отличие от старшего брата — он никогда не отличался успехами в учебе. «Он не мог одолеть сегодня самого пустого примера десятичных дробей, уверяя, что это для него слишком трудно», — записал в дневнике воспитатель Александра. А его воспитаннику, между прочим, уже 17 лет.

Годом раньше будущий император сдавал экзамены: три четверки, четыре тройки и тройка с минусом по Закону Божьему. В 19 лет Александр получил на экзаменах две оценки «неудовлетворительно» — по истории и русскому языку.

«Зачем мне учиться? У меня будут грамотные министры», — говорил наследник. Наверное, в этом есть определенная логика.

Александр III не отличался выдающимся интеллектом, зато был физически сильным человеком. И своих сыновей он хотел видеть такими же: «Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети».

Николай II не был богатырского сложения, как отец, но вырос физически крепким и выносливым. По словам Сергея Витте, он обладал «средним образованием гвардейского полковника хорошего семейства».

Арбуз на голове

Возможно, Николаю II и не хватало знаний. Но — опять же — это не значит, что ему их не давали. Вряд ли гвардейского полковника учили законоведению и политэкономии. А Николая учили. Причем курс законоведения читал профессор Константин Победоносцев, а политэкономию — профессор Николай Бунге, занимавший в разное время посты министра финансов и председателя Комитета министров.

«Сегодня окончательно и навсегда прекратил свои занятия», — записал в дневнике 22-летний Николай. Ясно, что учеба не доставляла ему большого удовольствия.

Императрица Александра Федоровна, жена Николая II, произвела своеобразную педагогическую революцию. В отличие от своих предшественниц она лично занималась воспитанием и образованием детей, подбирала учителей, присутствовала на уроках.

Нельзя сказать, что вмешательство императрицы в педагогический процесс пошло на пользу. Учитель французского языка Пьер Жильяр вспоминал, что на первом уроке с великими княжнами был удивлен: они знали гораздо меньше, чем он предполагал.

Особенно тяжело проходило обучение наследника Алексея Николаевича. Страдавший гемофилией мальчик часто болел, так что уроки приходилось надолго прерывать, а потом начинать практически с нуля.

А поведение наследника и вовсе шокировало окружающих. К примеру, во время Первой мировой войны Алексей подолгу жил в Ставке с отцом. Однажды за обедом он нахлобучил на голову великому князю Сергею Александровичу половину арбуза. Больному мальчику все сходило с рук.

Впрочем, для правителя образование — это, наверное, не главное. Пример тому — недоучившийся семинарист Иосиф Сталин. Или худший ученик школы в Брайтоне Уинстон Черчилль.

Глеб Сташков

, ,   Рубрика: Дворцовые тайны




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
18 − 8 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,680 сек. Потребление памяти:31.53 mb