Силач в чемоданчике

Автор: Maks Апр 28, 2017

Функциональную роль такого устройства, как домкрат, люди сильно упрощают. Обычно его главной задачей считается приподнимание автомобиля для замены колеса. Однако функционал этого «силача» гораздо шире. Это и выравнивание мостовых пролетов или огромных труб перед монтажом, и натяжение металлических тросов и канатов, и подъем ракет перед запуском на орбиту, и многое другое.

Механические приспособления для подъема грузов впервые были придуманы в Древней Греции. Это были системы вертикальных блоков с лебедками и тросами. Другим вектором развития грузоподъемных механизмов стали системы, основанные на применении рычагов. Помните выражение «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? Именно автор этих слов — великий Архимед — первым придумал способ поднять неподъемное.

Винт Архимеда

Историки полагают, что если винт — разновидность рычага, то домкрат — самое древнее устройство для поднятия тяжестей. Считается, что, придумав винт, Архимед изобрел и винтовой домкрат. Хотя поднимал он совсем не грузы, а воду из колодца.

Главное отличие устройства Архимеда от современного винтового домкрата заключалось в том, что у грека винт на концах вращался в двух неподвижных опорах, а в домкрате он вращается во втулке с резьбой. Таким образом, винт поднимается или опускается в зависимости от направления вращения.

Увы, сугубо мирное изобретение первыми использовали военные. На основе реечно-винтовой системы в Древнем Риме были придуманы устройства для выдавливания ворот. Под градом стрел, камней, литров смолы или кипятка специальное подразделение подкатывало машину к воротам, находило точку опоры и давило на створки. Главным было оторвать ворота от стен. Ну а дальше под своим весом либо под давлением машины ворота падали наземь.

После падения самого Рима о домкрате как о механической системе забыли. Заново изобрел винтовой домкрат Леонардо да Винчи. Правда, неизвестно, воплотил ли гений свою задумку на практике, ибо современники знают лишь о его рисунке с этим механизмом. На нем изображена конструкция, весьма похожая на современный вариант реечного домкрата. Приспособление да Винчи имело уменьшенную зубчатую рейку и изогнутую рукоятку.

Но современным реечным домкратом человечество обязано не Архимеду и не Леонардо, а американцу по имени Филипп Джон Харра. Работая учителем физики, он внимательно присмотрелся к изобретениям прошлого и усовершенствовал одно из них. В 1895 году Харра сконструировал реечный домкрат, получивший название Handyman or Sheepherder’s Jack — то есть «Домкрат Овцевода». Для продвижения механизма Харра уволился из школы и основал компанию The Bloomfield Manufacturing Со. Однако покупать диковинную штуку никто не спешил, и изобретателю пришлось переквалифицироваться на выпуск инструментов и самоходных тележек для фермеров.

Реечный помощник

ДомкратТолько спустя 10 лет, в 1905 году Филипп продал свой первый домкрат. Его потребителями стали не фермеры, а автомобилисты. На тот момент их количество уже позволило породить спрос на этот грузоподъемник, который изобретатель назвал Automatic А-В-С Combination Tool. Домкрат был главной изюминкой «набора автомобилиста», продаваемого его фирмой. Быстро убедившись в полезности новинки, шоферы обеспечили Харре устойчивый спрос на устройство. Сегодня его изобретения под названием Hi-Lift и Hi-Jack являются классикой механических домкратов.

Интересно, что в России слово «домкрат» появилось гораздо раньше изобретения Харры. Произошло это при Петре I, когда русский язык наводнили слова немецкого и голландского происхождения. Так, на голландском dommekracht обозначает устройство для поднятия грузов. Скорее всего, в XVIII веке оно больше походило на изобретение Леонардо да Винчи. К слову, принципиальным отличием домкрата от таких механизмов, как лебедка или кран, является то, что подъемная площадка у него расположена снизу и не требует дополнительных вспомогательных устройств — цепей, канатов, блоков.

Существует легенда, согласно которой распространению домкрата способствовал первый случай промышленного шпионажа. Дескать, в средневековой Европе это устройство было в наличии лишь в армии одного итальянского герцогства. Но однажды герцог заказал живописцу свой портрет на фоне этой чудо-машины. Получив гонорар, художник впоследствии продал эскизы, на которых подробным образом был изображен подъемный механизм. Вскоре армии соседних государств тоже заимели подобные машины.

Сегодня реечные домкраты (рычажные и зубчатые) широко используются во всех отраслях. Их отличие не очень велико. Так, рычажный тип имеет качающийся приводной рычаг, двигающий рейку. В зубчатых роль рычага исполняет шестеренка, вращающаяся приводной рукояткой. Для фиксации груза на нужной высоте на оси шестеренки имеется храповик с «собачкой». Но в обоих конструкциях главной деталью считается грузонесущая рейка с опорной чашкой. Груз на ней фиксируется с помощью стопорного приспособления. Главными преимуществами реечного домкрата являются низкое расположение подъемной площадки и простая конструкция. В зависимости от грузоподъемности (от 2 до 20 тонн) домкрат имеет одну, две или три ступенчатые передачи.

Нельзя утверждать, что в СССР развитие домкратов шло в ногу с мировым трендом. В 20-30-х годах прошлого столетия у советских шоферов можно было встретить домкраты лишь реечной конструкции. Громоздкие агрегаты использовались водителями и в других целях — как кувалда или наковальня. А для их установки по прямому назначению владельцу надо было по-пластунски залезть под днище машины и оттуда произвести подъем. Другой бедой таких домкратов был некачественный металл, гнущийся под силой нагрузки.

В комплекте с «восьмеркой»

Когда в 1970-х годах СССР купил лицензию «Фиата» на производство «Жигулей», последние комплектовались рычажным реечным домкратом с редуктором. Устройство вышло хоть и надежным, но уключину для личинки домкрата в капоте «Жигулей» быстро съедала ржавчина. Даже «восьмерки» времен позднего СССР комплектовались тоже рычажно-винтовым (хоть и ромбовидным) домкратом. Он считался вполне удобоваримым из-за непритязательности к месту установки и простоты конструкции.

И все же подлинную любовь автомобилистов снискал гидравлический домкрат. Изобрел его аж в 1925 году американский механик Питер Лунати. Заметив, как парикмахер поднимает кресло с его сынишкой, Лунати по тому же принципу сконструировал подъемник для собственных нужд. Это был платформенный механизм с гидравлической стойкой, «питающейся» от гидроагрегата с ручным насосом. К слову, это решение Лунати до сих пор используется в гидравлических подъемниках самых современных систем.

Домкрат Лунати имел малые габариты, небольшую массу (в отличие от реечных) и плавность хода, что было весьма важно при отдельных работах. Гидравлические домкраты питаются ручным и электрическим приводом. При этом могут включать в себя реечные, винтовые, гидравлические и пневматические элементы.

Самыми распространенными гидравлическими домкратами считаются бутылочные и подкатные. В первых главным элементом является плунжер (поршень). Он выдвигается из-за усилия жидкости, нагнетаемой насосом, который, в свою очередь, принимает усилие рукояти человека или компрессора. Чтобы жидкость не перетекла обратно, в устройстве используются обратные клапаны. Для опускания груза нужно открыть запорную иглу, чтобы жидкость утекла обратно в резервуар. В подкатных домкратах вместо плунжера используется рычаг с подъемной площадкой. В остальном принцип работы его схож с плунжерным.

В заключении стоит отметить, что при использовании любого домкрата нельзя пренебрегать техникой безопасности. А именно — всегда устанавливать под несущие элементы кузова надежную подставку. В противном случае последствия могут быть самыми печальными.

Алексей МАРТОВ

, ,   Рубрика: Люди и вещи


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
29 − 16 =


SQL запросов:53. Время генерации:0,550 сек. Потребление памяти:28.69 mb