Скандальная коронация

Автор: Maks Фев 28, 2018

Королевский титул обычно воспринимается как элемент западноевропейской культуры. Однако был человек, который на полном серьезе пытался стать (и даже практически стал) королем Руси. Причем сделал это в самый разгар монголо-татарского ига. Речь о князе Данииле Галицком.

У галицко-волынского князя Даниила Романовича Галицкого, жившего в первой половине XIII века, была весьма необычная судьба. После монголо-татарского нашествия он долго искал себе союзников. Эта дорога привела его в Рим, где ему предложили принять титул короля Руси. Он согласился, рассудив, что для того, чтобы использовать европейских союзников в борьбе с монголами, нужно находиться на одном с ними уровне и говорить на понятном им языке. За этот шаг его принято порицать и чуть ли не обвинять в измене. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что князь не поступился ничем из своих принципов.

Миротворец в тиаре

Нужно заметить, что Даниил не был первым королем на западных землях Руси. На эти территории постоянно зарились могущественные соседи. Особенно преуспели в этом венгры. Так, венгерский король Бела III в 1188 году объявил себя «королем Галиции».

После смерти отца Даниила Романа Мстиславича «королем Галиции и Лодомерии» объявил себя другой венгерский король — Андраш II. Но тут возмутился польский князь Лешек, который тоже претендовал на часть Галиции. В 1214 году стороны заключили так называемый Спишский договор, согласно которому пятилетний венгерский королевич Коломан (сын Андраша II) обвенчался с трехлетней польской княжной Саломеей. По этому же договору поляки получали Перемышль, а королевич Коломан был коронован представителем папы Иннокентия III как «король Галиции». Вот в эту борьбу с «галицийскими королями» и ввязался князь Даниил Романович.

На тот момент папский престол занимал уже другой папа — Иннокентий IV. Он боролся за расширение прав католической церкви (в частности, в Германии добивался права самостоятельно назначать епископов, противостоя императору Священной Римской империи). Иннокентий тоже организовывал крестовый поход против татар. И, судя по всему, именно организовывал, а не делал вид. Русский летописец замечает: «Иннокентий же проклинал тех, что хулили веру греческую православную, и собирался он собор собрать об истинной вере [и] о воссоединении церкви». Даниил Галицкий учуял перемену в настроении верховной католической власти, а потому пошел на переговоры с Иннокентием IV.

Любопытно, что еще до официального коронования в своем письме от 3 мая 1246 года папа Иннокентий IV уже обращается к Даниилу «loanni, Regi Russie» — «Иоанн, король русский». До нашего времени дошли также два письма Иннокентия IV к князю Александру Невскому, датированные 1248 годом. В первом из них Александр именуется «Duel Susdaliensi» — «герцог суздальский», а во втором «Regi Novgardiae» — «король Новгородский».

Конфликт версий

Даниил ГалицкийПапский легат Джованни Плано Карпини при поездке к монгольскому хану встречался с Даниилом Галицким и его братом Васильком дважды — по дороге в Каракорум и на обратном пути. Вот что он пишет: «…Даниил и Василько, брат его, устроили нам большой пир и продержали нас против нашей воли дней с восемь. Тем временем они совещались между собою, с епископами и другими достойными уважения людьми о том, о чем мы говорили с ними, когда ехали к Татарам, и единодушно ответили нам, говоря, что желают иметь Господина Папу своим преимущественным господином и отцом, а святую Римскую Церковь владычицей и учительницей…»

Вопреки напитанному победным триумфом рассказу папского посланца об обращении «схизматика» в истинную веру, русскому летописцу переговоры князя Галицкого с папой римским виделись в несколько ином свете:

«…В то же время прислал папа послов достойных, что принесли [Даниилу] венец, и скипетр, и корону, которые означают королевский сан, говоря: «Сын! Прийми от нас венец королевства»… Но он [Даниил] в то время не принял [венец], сказал: «Рать татарская не перестает. Плохо они живут с нами. Как могу я принять венец без подспорья твоего?»

Тем временем Опизо [посол папский] пришел, неся венец [и] обещая: ‘Ты будешь иметь помощь от папы». Но он [Даниил] все равно не хотел, и уговорила его мать его [Анна], и [князья ляшские] Болеслав [Стыдливый] и Сомовит [сын Кондрата], и бояре ляшские, говоря: «Принял бы ты венец, а мы [готовы] на помощь против поганых».

…Принял же Даниил от Бога венец в городе Дороги-чине, когда он шел на войну [против ятвягов] с сыном Львом и с Сомовитом, князем ляшским».

Опять-таки, Даниил был не первым православным владетелем, принявшим корону из папских рук. В 1217 году великий жупан (князь) Сербии Стефан II Неманич был коронован папой Гонорием III. За что получил прозвище Первовенчанный. А Сербия, соответственно, получила статус королевства. При этом никакого перехода сербов в «латинскую веру» не было. Думается, этот случай послужил для Даниила неким прецедентом.

В 1254 году Даниил Галицкий был коронован. И не как какой-то «король Галиции», а именно как король Руси. При этом он выдвинул одно важное условие — потребовал помощи против татар.

Была ли уния?

А как же пресловутая уния? Российский историк Борис Флоря очень сдержанно комментирует переговоры князя Галицкого с римским папой. Он отмечает: «Все это позволяет говорить о церковной унии между Галицкой Русью и Римом очень условно.

Столь неопределенное и двузначное положение могло сохраняться, как представляется, лишь в условиях продолжавшихся переговоров об унии Церквей (православной и католической. — Прим. авт.), когда все частные моменты могли быть урегулированы с решением главного, общего вопроса… В таких условиях формальная уния между Галицкой Русью и Римом не могла наполниться реальным содержанием (сложившееся положение исключало для папского престола возможность оказывать давление на галицкого князя и требовать от него каких-либо церковных реформ), а само будущее этой унии ставилось в зависимость от того, смогут ли папская курия и западные соседи Галицкой Руси выполнить свои обещания».

Чтобы закрыть тему об «униатстве» Даниила Галицкого, необходимо вспомнить и обстоятельства, при которых он принял королевскую корону из папских рук. Когда историки пишут о коронации, все они упускают из вида одну важную деталь: почему она проходила в скромном городе Дорогичин? То есть, как бы между прочим, в походе?

Ответ лежит на поверхности. Следует просмотреть летопись за несколько лет до коронования. Вот что летописец сообщает о событиях марта 1238 года:

«…Когда же настала весна, двинулись они [Данило и Ва-силько] вдвоем на Ятвяги. И пришли они к Берестею, [но] реки наводнились, и не смогли они идти на Ятвяги. Данил сказал: «Не пригоже держать отчину нашу крыжевникам-темпличам, то есть соломоничам». И пошли они на них с большой силой, взяли город [Дорогичин] месяца марта, и старейшину их Бруна схватили, и воинов захватили, и возвратились оба во Володи-мир».

Дорогичин — древний русский порубежный город (ныне расположен в Польше). В 1237 году польский князь Конрад I Мазовецкий отдал его крестоносцам (Добжинскому ордену, который позднее присоединился к Тевтонскому). Так он надеялся отгородиться от народов Литвы.

Но у Даниила были свои виды на Дорогичин, и в 1238 году он решительно отбил его. Интересно, что ни сразу после похода, ни даже спустя некоторое время крестоносцы даже не думали оспаривать принадлежность города. Позднее Даниил «…соорудил [здесь] церковь прекрасную в честь святой Богородицы и сказал: «Это город мой, потому что я раньше получил его копьем»».

Возможно, что и поход на ятвягов, который якобы помешал принять корону и титул в более торжественных условиях, был придуман, чтобы ненароком намекнуть папе, что новоиспеченный король имеет силу и возможность отстаивать свои интересы и перед папским престолом.

В результате своих хитроумных политических комбинаций Даниил не только получил престижный титул короля и стал известен в западном мире, но и улучшил политическое положение страны. Превратил недавних агрессоров (поляков и венгров) в союзников, а также избавил на длительное время Галицкую Русь от их набегов. И при этом ни на йоту не поступился в религиозном вопросе. Это можно считать одной из самых блестящих бескровных побед в истории Древней Руси.

Андрей ПОДВОЛОЦКИЙ

,   Рубрика: Дворцовые тайны




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,954 сек. Потребление памяти:33.72 mb