История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Гавань великого флота

Центральный военно-морской музей Санкт-Петербурга — один из самых старых в России, у него трёхсотлетняя история. Музей создавался во времена Петра I и в настоящее время является гордостью российского флота — здесь хранятся воистину уникальные экспонаты…

В годы правления Петра I в России начали создавать военно-морской флот. Царь, побывав за границей, получил необходимые знания и поэтому создавал новую отрасль на основе передового зарубежного опыта.

Ботик Петра I

А так как лучшие корабелы того периода — голландцы и англичане — строили корабли, создавая поначалу его проект, чертёж и модель, русский царь приказал поступать подобным образом и отечественным судостроителям.

Так, в Петербурге в 1709 году появилось первая «модель-камера» — помещение для хранения чертежей и моделей. Это и было то, из чего со временем получился грандиозный Военно-морской музей, который является гордостью нашей страны.

Один из самых ценных экспонатов этого музея: «дедушка» русского флота — ботик Петра I.

В начале славных дел

Пётр, будучи ребёнком, осваивал азы судовождения на реке Яузе и на Измайловском пруду. Он совершал плавания на небольшом судне-ботике, который нашёл в амбаре двоюродного брата своего деда Никиты Романова. Этот корабль построили в Англии и доставили в Россию в 40-х годах 17-го века.

В первой четверти 18-го века в России появился свой флот, и были одержаны блестящие победы над шведами при Гангуте и Гренгаме. Пётр I решил перевезти ботик из Москвы в Петербург. Это произошло в 1723 году: «дедушку» русского флота установили в Петропавловской крепости в специально построенном для него Ботном домике. Переменив несколько мест пребывания, ботик в 1940 году «доплыл» до залов Центрального военно-морского музея Северной столицы.

На протяжении своего существования Морской музей не ограничивался собиранием, хранением и показом только старинных предметов. Он был и центром технического прогресса. В нём концентрировались новые виды оружия, подлежащие испытанию, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты. Одним из замечательных экспонатов такого рода является модель первого полноценного броненосца российского флота «Пётр Великий».

Его построили по проекту контрадмирала А.А. Попова в 1869 году.

Вооружение этого уникального, лучшего на тот момент броненосца мира, состояло из четырёх 12-дюймовых (305-мм) орудий, размещённых по два в концевых башнях. В 1903 году грозный броненосец стал учебным судном для подготовки артиллеристов, а в 1959 году его исключили из списков судов ВМФ СССР.

Теперь оба корабля, объединённых именем Петра I и стенами Морского музея, напоминают о славном пути, который прошёл российский флот.

Под водой и в небесах

Одним из самых ценных и редких экспонатов ЦВММ является и подводная лодка, сделанная по проекту русского изобретателя, поляка по национальности, Степана Джевецкого. Профессиональный инженер, получивший образование в Париже, он участвовал добровольцем в Русско-турецкой войне, где пришёл к выводу — будущее за подводными лодками.

Вернувшись домой, первую лодку собственной конструкции он построил на свои деньги на одном из заводов Одессы. Приехав в Петербург, Степан Карлович сумел убедить императора Александра III в необходимости создания подобных плавсредств. По распоряжению государя в 1881 году на заводе в Петербурге построили 50 лодок — это был первый в истории случай массового серийного строительства подводных судов. Лодки Джевецкого имели по одному кормовому грёбному винту, который поворачивался в плоскости руля. Для удержания глубины на подводном ходу применялся подвижный груз на червячном валу, который можно было перемещать по длине лодки.

Однако из-за ряда технических недочётов (например, под водой экипаж мог находиться не более получаса) подводные лодки Джевецкого на флоте не прижились и после Русско-японской войны 1904 года были отправлены на металлолом. К счастью, одна из них (хотя она полностью лишена «начинки» — никаких механизмов и узлов не сохранилось) попала в ЦВММ, где и экспонируется по сей день.

Среди экспонатов Военно-морского музея Северной столицы есть и такие, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к его профилю, но без них невозможно представить себе отечественную историю.

Один из них — знаменитый истребитель И-16, самолёт, на котором воевал дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов.

На «ишаке», находящемся в ЦВММ, Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 немецких бомбардировщиков и истребителей.

30 мая 1942 года Борис Сафонов, защищая союзный конвой судов PQ-16, идущий к Мурманску, погиб в воздушном бою. Свой последний вылет он совершил на «Киттихауке» — так называли американский истребитель Кёртисс Р-40, поступавший в СССР по ленд-лизу.

Флаги без ветра

Центральный военно-морской музей владеет обширной коллекцией флагов и знамён. Здесь, например, можно увидеть флаг царя Московского образца 1693 года — под этим флагом Пётр I в 1693 году ходил по Белому морю. Эта реликвия — прообраз современного российского триколора и штандарта Президента Российской Федерации.

Здесь хранится гюйс (кайзер-флаг) 1700 года, который в дни торжеств поднимался на ботике Петра I.

Одна из важнейших реликвий российского флота — Георгиевский флаг размером 9,5 на 14 метров, принадлежавший линейному кораблю «Азов» — первому кораблю, удостоенному этой высокой награды. Этот корабль отличился в Наваринском сражении 8 октября 1827 года. Это самый большой военно-морской флаг в России.

За всю последующую историю России только легендарный бриг «Меркурий», вышедший победителем в сражении с двумя турецкими линейными кораблями, получил подобное отличие. Даже крейсер «Варяг», все члены экипажа которого стали георгиевскими кавалерами после боя у Чемульпо в 1904 году, после возвращения в строй российского флота поднял только Георгиевский вымпел.

По указу императора Николая I, в составе русского флота всегда должны были быть корабли, носившие имена «Память Азова» и «Память Меркурия».

Дмитрий КУПРИЯНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая