История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Флакон из чипсайдского клада

Чаще всего сокровища и драгоценности ассоциируются с королевскими или царскими титулами, знатью, владельцами несметных состояний. Однако в начале 20-го века в одном из домов Лондона нашли клад, принадлежавший кому-то из представителей среднего сословия. Среди ювелирных изделий был и флакон для духов — шедевр эпохи Ренессанса…

Флакон из чипсайдского клада

В начале 20-го века в центре Лондона шла большая реконструкция. Ветхие дома шли под снос, а те, что представляли собой какую-либо ценность, перестраивались в соответствии с пожеланиями заказчика.

18 июля 1912 года рабочие, разбиравшие ветхий жилой дом 17-го столетия в районе улицы Чипсайд, вскрыв фундамент, обнаружили небольшой погребок. В нём находился деревянный сундучок, уже полусгнивший к тому моменту. Когда рабочие открыли сундук, то увидели перед собой груду слежавшейся грязи. И только внимательно приглядевшись, разглядели жёлтые искры, вспыхивающие на свету. Оказалось, так блестели драгоценности, и не просто золотые безделушки, в которых ценен только металл, а изделия, обладающие высокой художественной значимостью.

Важность находки было трудно переоценить. Однако могло так случиться, что мир никогда не увидел бы этих сокровищ, если бы не Джек Стони — владелец антикварной лавки, тесно сотрудничавший с Лондонским музеем. Опытный торговец, Стони получил от музея право покупать для его коллекции ценные артефакты и реликвии, которые рабочие и землекопы находили в разрушенных городских домах. Стони наладил отношения с рабочими всего Лондона, и они знали, что ему можно продать всё, что найдено в земле, стенах или под полом. Антиквар честно относился к своим обязанностям, а те вещи, что не подходили музеям, продавал в своей лавочке. Поэтому спустя час после находки Стони прибыл на улицу Чипсайд и чуть не ахнул — найденный клад был самым ценным из тех, что ему доводилось видеть. Там было около 500 украшений и монет со всего мира — из Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и некоторых европейских стран. Многие из них являлись комплектующими изделиями, например драгоценные камни, цепи, пуговицы и камеи. Все остальное — цельные украшения и аксессуары: кольца, подвески и броши. В кладе было много изделий из красочной эмали, популярной в эпоху Стюартов.

Стони заплатил каждому из рабочих по 100 фунтов — большие деньги по тем временам. Сам же заработал, продав клад музею, 1000 фунтов — целое состояние.

Среди предметов, занявших место в музейной экспозиции, был и уникальный флакон. Золотая бутылочка, украшенная опалами, алмазами, эмалью и рубинами, судя по всему, предназначалась для духов или для небольших предметов, которые находились внутри. По моде тех времён такие флаконы носили на шее, поэтому к его верхней части приторочена золотая цепь, украшенная эмалью и драгоценными камнями. Это изделие создал ювелир высокого уровня — оно выполнено с филигранной тщательностью, драгоценности подобраны с учётом цветовой гаммы и идеально дополняют друг друга. Поверхность украшена эмалевыми накладками, в сочетании с искусными оправами, из которых выглядывают бледно-зелёные, красные и серо-дымчатые камни, она напоминает цветущее поле.

К сожалению, имена ювелира и владельца коллекции установить не удалось. По одной из версий, клад имеет пиратское происхождение и был спрятан владельцем, впоследствии погибшим. По другой — коллекция принадлежала некоему ювелиру, обслуживавшему среднее сословие — купцов и торговцев, которые в ту эпоху были богаче аристократов и особ королевской крови. Но самая правдоподобная версия связана с именем антверпенца Арнольда Лаллза, который поставлял драгоценности ко двору Якова I. Он обосновался в Лондоне не раньше 1584 года. Когда Лаллз умер, в оставленном им завещании было найдено упоминание об подвесках в виде виноградных гроздьев. Точно такие же подвески имеются и среди изделий Чипсайдского клада.

Основная часть клада в настоящее время находится в Лондонском музее, который считает сокровища «величайшим кладом елизаветинской эпохи». Другие изделия размещены в Британском музее и в Музее Виктории и Альберта.

Игорь РОДИОНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая












Интересные сайты: