История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Память о блокаде

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда посвящен величественной эпопее, в которой переплелись человеческие трагедии и подвиг народа. Ее можно назвать и крупнейшей гуманитарной катастрофой, и самым грандиозным примером осады крупного мегаполиса.

Ни одно сражение в истории не продолжалось так долго - с 10 июля 1941 года до 9 августа 1944 года. Но битва за Ленинград началась уже в конце июня 1941 года, когда германские войска вторглись в Прибалтику, а финны атаковали базу на полуострове Ханко (Гангут) и перешли границу в Карелии.

Все началось с выставки

История музея блокады начинается с 8 августа 1943 года, когда вышло постановление Военного Совета Ленинградского фронта «О сборе, учете и сохранении мемориальных образцов оружия и боевой техники». Спустя четыре месяца приступили к созданию выставки.

Блокада стала историей, и 30 апреля выставка «Героическая оборона Ленинграда» открылась для посетителей. Успех был грандиозным. За шесть месяцев ее посетили 220 тысяч человек.

В августе 1945 года на берегах Невы побывал бывший командующий англо-американскими войсками в Европе Дуайт Эйзенхауэр. Сопровождал его маршал Жуков, командовавший Ленинградским фронтом в самые тяжелые дни обороны города. Будущий президент США оставил в книге посетителей восторженную запись.

Еще через два месяца выставку преобразовали в музей, занявший сразу три здания по адресам: набережная реки Фонтанки, 10, ул. Гангутская, 1 и Соляной пер., 9. Торжественное открытие состоялось 27 января 1946 года - во вторую годовщину снятия блокады. В экспозиции были размещены более 37 тысяч экспонатов - подлинные образцы формы, вооружения, военной техники, предметы блокадного быта, знамена, рисунки, картины и диорамы. Особо сильное впечатление на посетителей производила восьмиметровая пирамида из пробитых осколками солдатских касок, вызывавшая ассоциации с картиной «Апофеоз войны» Василия Верещагина. В центральном зале висели портреты руководителей обороны.

В этот период высшее партийное и государственное руководство страны было сильно разбавлено «ленинградским десантом». Участники блокадной эпопеи руководили многими регионами - от Сибири до Крыма. Бывший хозяин Смольного, Андрей Жданов, стал правой рукой Сталина. Но в 1948 году Жданов скончался, а затем грянуло «Ленинградское дело», по ходу которого руководителей обороны города на Неве обвинили едва ли не в сепаратизме.

Кого-то расстреляли, кого-то отправили в лагеря. Арестовали и первого директора музея Льва Ракова, других сотрудников. В вину им поставили воспевание «врагов народа» и недостаточное отражение роли товарища Сталина в победе над фашизмом.

Чтобы сохранить музей, его сотрудники решили добавить в экспозицию побольше изображений генералиссимуса, а также создать вводный раздел, рассказывающей о его вкладе в оборону Петрограда от войск Юденича в 1919 году. Там, где говорилось непосредственно о блокаде, добавили материалы, разоблачающие недавних союзников. Однако музей все равно ликвидировали. Помещения передали военно-морскому ведомству, часть экспонатов - в другие музеи, а большинство материалов сгинуло безвозвратно.

Акт ликвидационной комиссии был подписан 5 марта 1953 года - в день смерти Сталина.

Справедливость восторжествовала

Запустить механизм восстановления репрессированного музея удалось только в апреле 1989 года, в разгар «перестройки». Музей открылся 8 сентября 1989 года.

Однако дело осложнялось и до сих пор осложняется «квартирным» вопросом. Нынешний музей блокады занимает только часть одного из принадлежавших ему ранее зданий. Количество экспонатов превысило 50 тысяч, научная библиотека насчитывает 17 тысяч томов.

Войдя в здание, на парадной лестнице видишь три огромных портрета: Андрей Жданов, адмирал Владимир Трибуц и маршал Леонид Говоров олицетворяют, соответственно, партийное руководство, а также защищавшие город армию и флот. Далее по стенам висят портреты других военачальников и руководителей рангом пониже.

В основной экспозиции показаны все этапы битвы за Ленинград - от обороны Прибалтики до «шестого сталинского удара», когда летом 1944 года в ходе Выборгско-Петрозаводской операции из войны была выведена Финляндия. К недавнему юбилею в музее открылась выставка, посвященная Параду Победы и участию в нем бойцов Ленинградского фронта.

И еще один важный момент: там, где речь идет о боевых действиях, врагам - немцам, финнам и прочим представителям «фашистского Интернационала» - уделяется почти столько же внимания, как и защитникам города. И это оправданно, поскольку, разглядев врага, легче понять, почему за победу пришлось заплатить такую высокую цену. Так, в стилизованной под окоп витрине представлены котелок, фляжка, ложка, бритва и прочая мелочевка, сходная с той, которую использовали воины всех армий того времени. Рядом форма солдата дивизии СС «Мертвая голова», наверху под потолком подвешен «типовой» березовый крест из тех, что устанавливались на могилах захватчиков. Просто, но символично и выразительно, поскольку такой крест вызывает не скорбь, а ощущение, что справедливость все-таки существует.

Дмитрий МИТЮРИН

Директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Юрьевич Курносое рассказал о нескольких наиболее интересных экспонатах:

Ампуломёт

- На площадке лестницы посетителей встречает портрет Маршала Советского Союза Георгия Жукова кисти художника Владимира Яковлева. Полководец изображен на фоне поверженного Берлина гарцующим на белом коне по кличке Кумир - том самом, на котором он принимал Парад Победы 24 июня 1945 года. При Хрущеве маршал попал в опалу, и когда в 1957 году на Пленуме ЦК КПСС его обвиняли в «бонапартизме», картина фигурировала в качестве «вещдока». Полотно на десятилетия упрятали в художественное хранилище в городе Загорске (ныне - Сергиев Посад) и только в 1994 году передали нашему музею, где она заняла достойное место.

В музее можно найти большое количество образцов вооружения, производившегося только в блокадном Ленинграде, например, ампулометы. Это оружие появилось в частях Красной армии осенью 1941 года и предназначалось для стрельбы емкостями с зажигательными веществами. Ампуломет состоит из ствола с патронником, затвора, прицельного приспособление и лафета. Боеприпасом служили стеклянные и жестяные ампулы (АС-1 и АЖ-2), снаряженные жидкостью «КС». Расчет ампуломёта состоял из трех человек: наводчика, заряжающего и подносчика.

Или образец германского вооружения - спаренная зенитно-пулеметная установка МГ-34-36, размещенная на специальной тележке. Угол горизонтального обстрела - 360°. Угол вертикального обстрела - от -10° до +90°. Такие зенитные установки предназначались для защиты пехотной колонны на марше. Тележка транспортировалась конной или механизированной тягой. Огонь по воздушным целям можно было вести как во время движения, так и из отцепленной тележки. К середине Второй мировой войны из-за развития авиации такие установки утратили свою эффективность и были сняты с вооружения весной 1944 года. Но эту установку нацисты утеряли раньше, а найдена она была совсем недавно в бескрайних лесах Ленинградской области.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая