История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Цапля из хрусталя

В XVI столетии итальянские мастера-камнерезы научились обрабатывать даже такой сложный материал, как горный хрусталь. Именно в этот период в Милане были созданы знаменитые сосуды в виде цапель из горного хрусталя.

Самыми искусными и виртуозными мастерами Средневековья, умеющими работать с камнем, были уроженцы Востока. Изысканные кувшины и вазы, камеи и ожерелья, перстни и браслеты регулярно поставлялись ко дворам европейских монархов. Одним из самых красивых и изысканных камней того времени считался горный хрусталь - прозрачная разновидность кварца.

Его название переводится с греческого языка как «лед». Если свести легенды воедино, выяснится, что множество народностей называли этот минерал «застывшей водой богов». Бесспорно, горный хрусталь является прародителем всех остальных его цветных разновидностей, но при этом он не лишен собственной красоты - прозрачный блеск минерала можно сравнить с прозрачной горной водой.

В XVI веке в Милане открыли мастерскую братья Сараки - Симон (родился в 1548 году), Джованни (родился в 1550 году), Стефано (1551 -1595), Рафаэло (умер в 1595 году) и Микеле. Можно сказать, что XVI столетие было отмечено превосходными работами этих замечательных мастеров, слава которых гремела по всей Европе.

Из их мастерской и вышли самые изысканные предметы эпохи - кувшины в форме цапель, выполненные из цельного куска горного хрусталя.

Неудивительно, что вскоре ими заинтересовался эрцгерцог Фердинанд II, второй сын императора Священной Римской империи Фердинанда I и его жены Анны Богемской и Венгерской.

Фердинанд II с 1547 года управлял Богемией и долгое время с переменным успехом вел кампанию против турок в Австрии.

Фердинанд разбирался в искусстве и ценил его, был коллекционером, имел свою великолепную библиотеку, кунсткамеру, содержал при дворе ученых-алхимиков, астрологов, лучших музыкантов и часто давал великолепные пиры и празднества с театрализованными турнирами.

Человек глубоких страстей, Фердинанд хранил свою фамильную тайну - в 1557 году он женился на дочери банкира Филиппине Вельзер. Он много лет держал это в секрете, скрывая свою семью в замке Кршивоклат и в других чешских замках от гнева царствующего отца.

Под воздействием этой тайны характер Фердинанда, этого умного и глубоко чувствующего человека, приобрел черты подозрительности и настороженности. Возможно, поэтому эрцгерцог так полюбил хрустальных цапель, вывезенных из Милана, - ведь в средневековых геральдических канонах цапля символизировала бдительность и иногда пугливость (возможно, настороженность).

Хрустальная цапля Фердинанда Тирольского выполнена с поразительным мастерством. Ее сходство с живыми птицами крайне высоко: оно наблюдается в изгибе шеи, в позе птицы, готовой взлететь, в широко раскрытом клюве, исторгающем радостный клекот. Хрустальные крылья покрыты глубокими бороздками, напоминающими излом птичьего пера. Шея и туловище скреплены золотыми обручами - возможно, владелец видел в них метафору своей жизни: тяжесть незаконной любви, оковы «официоза», не позволяющие придать страсти публичный статус.

В настоящее время сосуды в форме цапель хранятся в художественно-историческом музее Вены.

Игорь Родионов





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая