История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Кольцо короля бриттов

Период расцвета римской скульптуры пришелся на I-II века нашей эры. К тому времени римские мастера научились создавать не только пафосные и монументальные фигуры богов и императоров, но и более «приземленные» образы - обычных людей в окружении привычных вещей. А где люди, там и лучшие друзья человека - собаки...

Собаки римского императора

Древние римляне умели не только работать и сражаться - они жили полнокровной жизнью: любили, растили детей, радовались и грустили. И на всем протяжении земного пути жителей Вечного города сопровождали животные - начиная с гусей, которые, как известно, спасли Рим, и кончая домашними питомцами: собаками и кошками. К своим животным они относились трепетно и с любовью. Это особенно заметно, когда смотришь на небольшую мраморную статуэтку, изображающую двух борзых, - это одно из самых замечательных произведений мировой скульптуры, изображающих «лучших друзей человека».

Древний мастер запечатлел борзых в тот самый момент, когда одна из них ласково прикасается к своей соседке. Ее лапа, с нежностью положенная на спину, похожа на человеческую руку. Борзая как будто что-то шепчет своему другу, и тот, слегка повернув голову, с любовью и вниманием вслушивается в ее трепетный шепот. В их грациозной позе столько тепла, любви и искренней привязанности друг к другу, что в первую очередь думаешь о людях, а уже потом о животных - это настоящий гимн любви, дружбе и взаимопониманию. Причем в этой скульптуре отсутствует какой-либо пафос, она несет в себе исключительно сентиментальное настроение.

Эта скульптура была обнаружена при раскопках на месте так называемой Собачьей Горы возле местечка Цивита Лавиния (современный Ланувио) в Италии. Здесь же нашли еще несколько мраморных собак: еще одну пару борзых, сфинкса с телом собаки и две статуэтки Актеона, атакуемого гончими.

До некоторых пор считалось, что там располагались руины дворца римского императора Антонина Пия, который правил со 138 по 161 год. Он родился в этих местах. Благочестивый и мудрый монарх, приемный отец императора и философа Марка Аврелия, Антонин Пий обладал хорошо развитым художественным вкусом и вполне мог иметь в своей коллекции подобную скульптуру. Однако эта версия так и не подтвердилась, и теперь с датой создания статуэтки определенности нет. Впрочем, специалисты полагают, что время ее создания, скорее всего, относится ко II веку.

В настоящее время оригинал 67-сантиметровой статуэтки находится в Британском музее в галерее Таунли.

Чарльз Таунли (1737-1805), богатый сельский джентльмен, а также антиквар и коллекционер, в свое время совершил три «больших путешествия» в Италию, где собрал значительную коллекцию образцов античного искусства. Он был одним из попечителей Британского музея, которому и передал свою коллекцию.

Копии этой статуэтки находятся в разных музеях мира, в том числе в зале животных Музея Пия-Кпимента в Ватикане.

Игорь РОДИОНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая












Интересные сайты: