История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Рака трёх волхвов

Были они шаманами, пастухами или огнепоклонниками, неизвестно. Однако именно им традиция приписывает славу первых людей, которые признали в Христе Спасителя.

Язычник, он же царь

Одна из наиболее известных в мире христианских святынь - рака трех волхвов - расположена за алтарем Кёльнского собора. Она - память о тех, кто, по преданию, приходил с дарами поклониться младенцу Христу. Из-за способности распознать в малыше Спасителя мира в Средневековье их назвали царями (или королями).

На первый взгляд парадоксально прославление церковью язычников, каковыми были Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Под этими именами знает их западноевропейский мир. Волхвы - определение, данное славянской традицией. В классической литературе античного периода они же именовались колдунами, которые были огнепоклонниками, прорицателями, шаманами, причем занимались этим профессионально.

Однако теологи стараются не акцентировать внимание на подобных деталях, рассматривая прибытие в Вифлеем магов как символ преклонения языческого мира перед христианским, наступления новой эры в истории цивилизации.

Почему цари?

С точки зрения церкви, совершенно неприемлемо упоминать о Каспаре, Мельхиоре и Бальтазаре как о волхвах - отношение к последним в католической традиции было резко негативным. Так они получили статус царей. Считалось, что лишь восседающие на троне обладают наивысшей мудростью, поскольку и их сан, и прозорливость априори были божественного происхождения.

Уместно отметить, что в Евангелии их имена и сан не упоминаются, поэтому, к примеру, Православная церковь не считает их царями, не давала им имена и не вписывала их в доктрину, в отличие от Католической. Появление в католическом Кёльне собора, ставшего усыпальницей трех волхвов, определило особый статус города. Он оказался европейским духовным центром, где службу могли вести архиепископы, некоторые из которых могли стать (и становились) понтификами.

Католическая традиция именует трех волхвов королями. В память о них 6 января совершается особое богослужение.

Странствование мощей

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда епископом Евсторгием в Медиолан (позже Милан). В 1164 году Фридрих Барбаросса захватил Милан и передал мощи в Кёльн, в распоряжение архиепископа Райнальда фон Дасселя. В Кёльне для мощей была сооружена рака трех волхвов, а для ее размещения и было предпринято строительство Кёльнского собора, по замыслу создателей - самого величественного собора в Западной Европе того времени.

Короли представляют континенты

Евангельская традиция определяет число волхвов по количеству принесенных даров. В этом были заключены две идеи: поколенческая и геополитическая. Волхвов по мере развития иконографического типа стали изображать как представителей трех различных возрастов человека (Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик) и трех различных частей света (Бальтазар - мавр, Африка; Мельхиор - белый человек, Европа; Каспар - с восточными чертами или в восточной одежде; Азия). Есть и другая интерпретация: Каспар представляет Африку, Мельхиор - Европу, Бальтазар - Азию.

В любом случае родиной их были разные континенты. Значит, в Вифлееме оказались представители разных поколений известного к тому времени мира.

Между тем инвентарное обследование мощей, предпринятое в XIX веке, показало, что в раке находятся останки, причем неполные, двоих человек, что непонятно. Однако это еще не все загадки. Черепов три. Они принадлежат мужчинам 25-30, 10-12 и 50 лет, что странно. Вряд ли один из волхвов был подростком.

Значение реликвии и ее воплощение

Рака трёх волхвов

Мощи святых всегда привлекали в те или иные храмы, ценные уникальными реликвиями, толпы паломников и, соответственно, денежные потоки.

В свое время работу над тройным реликварием поручили Николаю Верденскому, знаменитому в Европе золотых дел мастеру. Он же был разработчиком раки. Каждый из трех царей покоится в отдельном саркофаге.

В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) напоминает базилику. Ее ширина - 110, высота - 153, длина - 220 сантиметров. В конструкции скрыта своя символика - воплощение идеи триединства Бога.

По стенкам саркофага распределены 74 рельефные фигуры из позолоченного серебра, изображающие пророков и апостолов, а также сцены из жизни Христа. Изображен и архиепископ Райнальд, и король Оттон IV, пожертвовавший немалую сумму для сооружения собора, и другие персоны, имеющие к возведению храма прямое отношение.

Произведение считается главной святыней города, в том числе по меркантильным соображениям: для украшения реликвария было использовано не менее тысячи драгоценных камней и жемчужин, в их числе античные камеи и геммы.

Высокая реальная и художественая ценность была причиной того, что при французской оккупации в ходе Наполеоновских войн (конец XVIII - начало XIX века) и аннексии Рейнского региона святыня вместе с другими соборными сокровищами, библиотекой и архивом была упакована в ящики и перевезена в безопасное место, в монастырь в Арнсберге. Столь же тщательно святыня была в июле 1942 года укрыта в тайных подвалах одного из замков.

Имена трех королей вошли в повседневную символику католического мира. В дни религиозных праздников на верхней части дверной рамы у входа в дом священники мелом выводили С + М + В, что означало латинское выражение Christus mansionem benedicat («Да благословит Христос этот дом!»). Буквы С + М + В сопровождались крестом. При этом священнослужители говорили: «Давайте не будем забывать, что вся наша жизнь принадлежит Тому, Кто искупил нас в этом знаке».

Белый мел при этом символизировал чистоту помыслов Иисуса Христа. Жители католических стран укрывали начертание знаков на двери козырьками, подолгу, насколько было возможно, оберегая их от непогоды. Народ, не освободившийся от языческого наследия, воспринимал меловые надписи как своего рода охранную грамоту для дома.

Исторические ценности

Сегодня рака трех королей представляет собой результат многократной и тщательной реставрации, проведенной начиная с 1750 года. К примеру, для этих целей в 1950 году было куплено более 2,5 килограмма золота, 4,4 килограмма серебра, более 700 бусин и 230 драгоценных камней.

По фрагментам шелка, сохранившихся рядом с костями, в 1981 году, при очередном перезахоронении, ведущим экспертом в области антикварных тканей Даниэлем де Йонге из Королевского музея искусств и истории в Брюсселе был сделан вывод: подобный метод ткачества соответствует технологиям II-IV веков.

В ходе перезахоронений духовные лица, принимавшие участие в данной процедуре, воспользовались этим обстоятельством и смогли убедить высшее духовенство передать в дар различным монастырям Европы крохотные истлевшие лоскутки материи рядом с прахом королей, ставшие местной достопримечательностью.

Примечательно и другое. Это не просто мощи святых, каковых в иудейской и христианской традиции достаточно. По преданию, это единственные дошедшие до нас останки людей, которые видели новорожденного Мессию. В этой связи уместно говорить не только о конфессиональной, но и о подлинно исторической реликвии.

Тамара КИСЕЛЕВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая












Интересные сайты: