Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Тронное кресло Александра I

Царский трон, наряду с короной и жезлом, является сакральным предметом высшей власти. И неудивительно, что в Российской империи, самой крупной и могущественной державе XIX века, к созданию трона подходили со всей ответственностью.

На Руси к власти и вещам, ей сопутствующим, всегда относились с должным пиететом. Московские князья подражали византийским императорам. Поэтому и на заре становления монаршей власти троны русских самодержцев были словно вышедшими из райского сада. Они сверкали, горели и слепили. Самый пышный и дорогой трон, вероятно, принадлежал Алексею Михайловичу: в нем насчитывалось 876 крупных алмазов, 1223 рубина и бесчисленное множество жемчужин.

К XIX веку российская власть прошла отличную европейскую выучку, где пышность и красота уравновешивались строгим вкусом и чувством стиля. А уж Александра I, знающего толк в красоте, заподозрить в пристрастии к чрезмерному пафосу и всяческой «азиатчине» было никак невозможно.

У Александра Благословенного, победителя Наполеона, было несколько тронов, но, когда в 1817 году он отправился в Москву, чтобы отпраздновать 5-летие победы в войне 1812 года, московские власти решили изготовить для него тронное кресло.

Существует легенда, что основой этого трона послужил трон Наполеона, изготовленный известными французскими декораторами Шарлем Персье и Пьером Фонтеном. Подтверждением этой версии является тот факт, что тронное кресло - весьма небольшого размера, приблизительно для человека, чей рост не превышает 160 сантиметров.

Конечно же, это всего лишь версия. Хотя несомненно, что русские мебельщики, чьи имена остались неизвестными (по одной из версий, в создании кресла мог участвовать Огюст Монферран, архитектор при Кабинете императора Александра I), в своей работе ориентировались на французов - создателей стиля ампир. Характерные черты этого стиля - величие, строгость и четкость форм, тяжелые шикарные украшения и богатство отделки.

Русские мастера постарались на славу: массивное вызолоченное кресло, словно высеченное из цельного куска, имеет лаконичные геометрические пропорции. Круглую спинку «в стиле древнеримских кресел» окаймляет резная лавровая гирлянда - знак победы и триумфа. Периметр остова украшает резной орнамент с использованием символов власти и военной доблести: орла и короны, оружия и доспехов.

Неизвестно, сидел ли на этом троне Александр I. Но если и сидел, то недолго и чисто символически. Можно предположить, что трон императору не слишком понравился: уезжая, он не взял его с собой, а оставил в Москве.

В 1912 году трон был передан Историческому музею Московским департаментом судебных установлений Правительствующего сената в связи с выставкой, посвященной 100-летию Отечественной войны. До этого он стоял в Малом (или Овальном) зале Сената в Кремле как мемориальный экспонат своей эпохи.

Игорь РОДИОНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая










Сообщество в G+