Солонки принца Уэльского

Автор: Maks Июн 30, 2017

Соль долгое время была одним из самых дорогих и желанных продуктов на европейском столе. Поэтому и солонки должны были быть ей под стать. Как, например, солонки принца Уэльского, выполненные по дизайну французского ювелира Мейсонье и отлитые в мастерской английского мастера Николаса Спримонта…

Сказать точно, с какого исторического момента люди узнали пищевую ценность соли, нельзя, но совершенно очевидно, что соль очень быстро стала продуктом, без которого невозможно представить себе накрытый стол. Кроме того, соль играла роль платежного средства. Солью расплачивались в Древнем Риме за рабов и солью же выдавали жалованье. А в Центральной Африке она и вовсе конкурировала с золотом.

Солонки принца УэльскогоРост цены на этот продукт питания вызывал бунты и революции. А как известно, дорогое содержание требует и дорогой формы. Поэтому емкости для хранения соли — солонки — делали из самых разных, но добротных материалов. В ход шли дерево, стекло, драгоценные металлы. А с появлением цеха высококлассных ювелиров богатые люди стали заказывать солонки мастерам, способным творить шедевры. Известно, что на этой ниве отметились выдающийся ювелир Бенвенуто Челлини, поставщик императорского двора Карл Фаберже и множество других.

Не обошло стороной это увлечение и законодательницу мод — Францию. Именно здесь жил и работал выдающийся мастер Жюст Орель Мейсонье. Сын златокузнеца из Турина, скульптор, ювелир, архитектор, автор многочисленных проектов изделий декоративноприкладного искусства, он стал одним из творцов нового стиля в декоре, получившего название рококо. Этот стиль стал творческим продолжением барокко. Любопытно, что слово «рококо» происходит от французского rocaille, переводящегося как «дробленый камень», «декоративная раковина» или просто «ракушка». В завитках морской раковины с ее фантастически изогнутым гребнем, в необычности пластической формы, во множестве дополнительных деталей в рельефе, орнаменте, поверхности мастера нашли то, что соответствовало новому времени.

Сначала Мейсонье был золотых дел мастером, но с 30 лет переквалифицировался в королевского ювелира. Этот замечательный мастер имел яркое и богатое воображение. Его фантастические гроты и водовороты, живые, асимметричные эскизы для металлических изделий соединяли в себе контрастные и оригинальные мотивы. Хотя в большей степени он прославился в ювелирном деле. Мейсонье с необычайной смелостью подходил к созданию таких предметов, как табакерки, коробочки для часов, солонки, супницы.

Именно в его произведениях впервые встречается столь характерная для рококо форма — мотив изогнутой раковины.

В представленной здесь паре позолоченных серебряных солонок, выполненных в форме крабов, ползущих по стилизованной раковине, воплощены любимые мотивы ювелира. В длинных клешнях краба зажата раковина моллюска, поверхность подставки усыпана ракушками, кораллами и фрагментами морской пены.

Эти солонки были отлиты в мастерской Николаса Спримонта, серебряных дел мастера, осевшего в Лондоне приблизительно в 1748 году. Они сделаны по заказу Фредерика Луиса, принца Уэльского, наследника британского престола, старшего сына короля Георга II и Каролины Бранденбург-Ансбахской.

Игорь РОДИОНОВ

  Рубрика: Сокровище нации


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
10 − 8 =


SQL запросов:53. Время генерации:0,542 сек. Потребление памяти:29.95 mb