История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Мини-апокалипсис острова Пеббл

Война из-за островов, которые аргентинцы называют Мальвинскими, а британцы - Фолклендскими, была сравнительно небольшой по масштабам, но весьма интересной. На пустынных островах и вокруг них разыгрались сражения с участием самых разных родов войск - флота, авиации, артиллерии, мотопехоты. Не обошлось и без мастеров диверсионных операций.

Самая известная из операций спецназа - «Прелим» (вступительный экзамен), ставшая своего рода «классикой жанра», была осуществлена силами британской специальной авиационной службы (SAS) и ее военно-морского аналога - специальной катерной службы (SBS).

«Элефанте» на краю света

Местом действия стал один из входящих в Фолклендский архипелаг остров Пеббл (у аргентинцев - Бурбон), протянувшийся примерно на 30 км с запада на восток и шириной не более 7 км. Остров состоит из двух соединенных перешейком частей: западной - холмистой и восточной - покрытой болотами и небольшими озерами. Единственный населенный пункт назван без всякой фантазии - Пеббл Айленд Сеттлмент (дословно - поселение острова Пеббл). Аргентинцы же именовали его Пуэрто Кальдероном). Да и какие тут могут быть фантазии, если все его население состояло из двух десятков человек? Правда, совсем уж оторванными от цивилизации они не были, поскольку рядом с селением располагался крохотный аэродром, который аргентинцы после занятия острова расширили до четырех взлетно-посадочных полос. Для его прикрытия выделили 3-й батальон морской пехоты имени Илизара Виделы численностью около 100 человек, имевший на вооружении крупнокалиберные пулеметы и 75-мм безоткатные орудия. Все это хозяйство назвали базой военно-морской авиации «Элефанте».

Разведка уходит в полночь

Британские коммандос

После того, как 2 апреля 1982 года аргентинцы заняли столицу Фолклендов Порт-Стэнли и установили контроль над всем архипелагом, жизнь на острове Пеббл забурлила. Понимая, что для выяснения отношений скоро прибудет авианосная эскадра с очень сердитыми британцами, аргентинцы начали готовиться к обороне. Основные силы были сосредоточены в районе Порт-Стэнли, но при необходимости их можно было перебрасывать на наиболее угрожаемые участки вертолетами «Чинук». Опасаясь налетов британской авиации, свои вертолеты и самолеты аргентинцы на ночь рассредотачивали по временным аэродромам. «Элефанте» был среди них самым крупным. На нем базировались легкие штурмовики IA-58 «Пукара», а также вооруженные учебно-тренировочные самолеты Т-34 «Турбо», которые хоть и не могли тягаться с «Харриерами», но при высадке на архипелаг могли покрошить немало британских «томми». Ну, а когда британскому командованию поступила информация, что на острове может находиться еще и станция радиолокационного слежения, командующий двигающимся к Фолклендам 317-м оперативным соединением адмирал сэр Джон Филдхаус пришел к выводу, что надо кончать с «Элефанте».

Для операции «Прелим» выделили авианосец «Гермес», корабль охранения авианосца - фрегат «Бродсуорд», а также корабль огневой поддержки - эсминец «Гламорган». Непосредственно громить базу предстояло роте «D» 22-го полка SAS, что составляло примерно треть от всего британского спецназа - наследников тех коммандос, которые в годы Второй мировой войны прославились своими операциями в Северной Африке, Италии и Франции, но бездельничали со времен Суэцкого кризиса 1956 года.

Для начала в ночь с 11 на 12 мая на небольшой островок Кеппель у восточной оконечности острова Пеббл высадили разведгруппу под командованием капитана Тимоти Берлса. На следующий день коммандос на складных байдарках преодолели небольшой пролив и, подобравшись к объекту, определили наиболее уязвимые места в системе охранения.

В ночь с 13 на 14 мая капитан Берлс радировал, что на аэродроме находятся одиннадцать аргентинских самолетов, и подтвердил: «Атака роты - следующей ночью».

Последние расчеты производили командир 22-го полка подполковник Хью Роуз (будущий генерал и командир силами специальных операций) и командир роты «D» майор Седрик Дельвес.

Десант разделили на три группы. Первая должна была уничтожить самолеты, емкости с топливом и оборудование аэродрома; вторая - взять под контроль поселок; третья - быть в резерве.

Майор Дельвес и офицер-корректировщик корабельной артиллерии майор Браун должны были располагаться между поселком и восточной оконечностью аэродрома, поддерживая контакт со всеми группами, штабом и эсминцем «Гламорган».

Взорвать и позавтракать

Аргентинских морпехов, летчиков и обслуживающего персонала было всего 144 человека.

На них собирались напасть 42 спецназовца, которых предстояло доставить тремя вертолетами «Си Кинг». Однако из-за технических поломок и ошибок в расчетах корабли вышли к острову Пеббл с большим опозданием. Действуя в условиях цейтнота, план подкорректировали, решив ограничиться уничтожением только находившейся на аэродроме техники. Вторая группа должна была не захватывать поселок, а просто перекрыть дорогу, ведущую из него к аэродрому.

Три британских корабля смогли незаметно подойти к острову, и в 02:25 ночи с борта авианосца «Гермес» поднялись три вертолета. Основную огневую поддержку должен был оказывать эсминец «Гламорган», да еще сами спецназовцы взяли с собой 81-мм миномет, огонь которого должен был не только нанести урон неприятелю, но и подсветить окрестности.

В 03:50 диверсанты были на месте и соединились с разведгруппой, бойцы которой уже оборудовали позицию для миномета. Капитан Берл взял на себя функции проводника, и в 06:10 десантники вышли на заданную позицию. Еще минут двадцать ушло на установку миномета и размещение первой и второй групп. А вот третья группа заблудилась и дала о себе знать с некоторым опозданием.

В 07:19 «Гламорган» открыл огонь, и при вспышках снарядов сасовцы разглядели свои «жертвы»: на аэродроме стояли четыре «Турбо Ментора», шесть «Пукаров» и один «Скайвэн» из авиации береговой охраны.

Британцы бросились к машинам. На каждую из них они устанавливали по два заряда пластиковой взрывчатки: один под левым стабилизатором, второй - под двигателем в нише носовой стойки шасси. Бегая между самолетами, коммандос останавливались лишь для того, чтобы выпустить очередь или метнуть гранату. Впрочем, охрана и обслуга аэродрома пребывала в таком шоке, что никакого организованного сопротивления не оказывала. К примеру, двое перепуганных часовых на пожарном посту безропотно открыли дверь диверсантам, когда те в нее постучали.

Начавшийся в 07:30 восход солнца никто не заметил, поскольку было светло, как днем. Самолеты и аэродромные сооружения полыхали ярким пламенем. Поглядев на этот апокалипсис, командир гарнизона лейтенант Марега решил, что британцы собираются захватить аэродром для посадки собственных самолетов, и приказал привести в действие систему самоликвидации. Вывод не очень логичный, поскольку не соответствовал действиям британцев, уничтожавших все, что попадалось им под руку. Зато теперь отпадала необходимость вести своих подчиненных в бой, тем более что по прилетевшим от «Гламоргана» осколочно-фугасным снарядам можно было легко догадаться - прорыв к аэродрому не будет легким.

Заложенные аргентинцами мины взорвались, доделав то, что не успели доделать коммандос. Все одиннадцать самолетов были уничтожены. Осколочные ранения получили трое британцев, причем двое из них пострадали во время «самоликвидации». Лихие десантники, не особо суетясь, начали отходить к месту, куда за ними прибыли успевшие дозаправиться вертолеты.

Как вспоминал капитан Браун:

- Противник не предпринимал попытки контратаковать со стороны поселка или взять под контроль аэродром. Если бы у нас было больше времени, то попытались бы ликвидировать их, но была реальная опасность нанести урон имуществу местных жителей или даже убить кого-то из поселенцев... Мы отступили в безопасное место, были подобраны вертолетами «Си Кинг» и доставлены на «Гермес».

Эта операция значительно ограничила возможности аргентинской авиации, а следовательно, снизила уровень потерь, понесенных британцами при высадке на Фолклендах. Эта спецоперация принесла победу в войне.

Олег ПОКРОВСКИЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Главные сражения     Следущая










Сообщество в G+