История повторяется, потому что не хватает историков с фантазией


Подпишись на РСС










Схватка без победителя

Минул век с тех пор, как над холодными водами Северного моря отгремела артиллерийская канонада, 1 июня 1916 года завершилось самое грандиозное морское сражение Первой мировой войны, вошедшее в историю под именем Ютландского. И одно из самых странных в истории.

Грандиозная битва английского и германского флотов в Первую мировую войну развернулась неподалеку от берегов полуострова Ютландия, в наши дни поделенного почти поровну между Германией и Данией. Ютландское сражение стало рекордным по числу участников. Англия бросила в бой 150 своих лучших кораблей, которым Германия смогла противопоставить 99.

Морская блокада

С началом Первой мировой войны обе противоборствующие на море стороны - Британия и Германия - всячески старались блокировать друг друга, перерезав пути поставок продовольствия и сырья. Для Германии эта задача оказалась намного сложнее. Ла-Манш для немецких кораблей был практически недоступен. Единственным выходом для них было пробить себе дорогу на просторы Атлантики. Цель англичан состояла в том, чтобы этого прорыва не допустить.

Немецкий адмирал Рейнхард Шеер, убежденный сторонник решительных наступательных действий, сразу же начал готовить флот к генеральному сражению. В середине мая 1916-го он пришел к заключению, что настала пора действовать.

Для начала он направил к портам Англии 17 подводных лодок, которым была поставлена задача создать минные заграждения на выходе из портов и атаковать английские корабли, если те попытаются выйти в море.

Англичане подводные лодки обнаружили и даже потопили одну из них. Они понимали, что их противник явно что-то затевает. Была замечена и активизация радиосвязи между кораблями германского флота. Конечно, немцы использовали шифры. Но они не подозревали, что английские аналитики уже вскрыли их код и теперь читают все их переговоры.

30 мая британское Адмиралтейство получило донесение своей разведки о том, что германский флот готов выйти в море. Немедленно базирующаяся в устье Темзы эскадра линейных кораблей получила команду разводить пары и находиться в полной готовности к выходу. Вскоре британский флот получил приказ на полных парах следовать в море навстречу противнику. Адмирал Шеер узнал об этом из радиограмм со своих подводных лодок.

В наступившей ночи две бронированные армады двигались навстречу друг другу. Море утюжили в общей сложности 249 кораблей. Все эти дредноуты, линкоры и миноносцы были рассредоточены по Северному морю и разбиты на разведывательные группы, эскадры и оперативные соединения, состоящие из разного количества (по 10-15) кораблей. Радаров в ту пору еще не знали, корабли искали друг друга только в прямой видимости, визуально, в основном по дымам.

31 мая в 14 часов прозвучали первые залпы завязывающегося сражения. Это английский крейсер заметил вражеский эсминец и принялся обстреливать его с дистанции 13 километров. Эсминец немедленно ответил тем же. Но обстрел с большого расстояния боеприпасами того времени был неэффективен. Первые снаряды попросту ложились в море. Однако произошло самое главное - противники обнаружили друг друга. Радиограммы об этом событии полетели на все корабли обоих флотов.

Перестрелка на полном ходу

Ютландское сражение

Вражеские эскадры шли на параллельных курсах. Но преимущество занятой позиции было у немцев. Солнце за их спиной хорошо освещало английские корабли, в то время как англичан оно слепило и мешало прицеливаться. В два английских линкора попало по три немецких снаряда. У англичан же счет попаданиям по противнику открыть не удавалось. Но со временем пристрелялись и они.

Первой жертвой дуэли стал английский крейсер. Он взорвался после того, как немецкий снаряд, пробив борт, попал в пороховой погреб. Из 1117 человек экипажа чудом спаслись лишь два матроса, которые вели наблюдение с верхушек мачт. Их, выброшенных в море взрывной волной, подобрал немецкий эсминец.

Английские корабли открыли огонь с расстояния свыше 18 километров. И накрыли снарядами два немецких крейсера, которые хоть и остались на плаву, но реально вести бой уже были неспособны.

Одним из героев сражения стал немецкий линейный крейсер «Зейдлиц». В него попало 22 снаряда калибром от 305 до 381 миллиметра плюс торпеда с британского эсминца. Но несмотря на тяжелейшие повреждения и более 5 тысяч тонн поступившей в корпус воды, «Зейдлиц» совершил, казалось бы, невозможное. Благодаря профессионализму и стойкости моряков, которые четверо суток без сна и отдыха боролись за свой корабль, «Зейдлиц» вернулся на базу.

Наконец, пришло время и для встречного боя. 12 английских эсминцев одновременно выполнили резкий поворот и, открыв огонь, устремились на врага. Им навстречу развернулись немецкие эсминцы. В результате взаимного обстрела на сравнительно малой дистанции почти все эсминцы получили повреждения. По два немецких и английских корабля потеряли ход и вскоре пошли ко дну. Менее эффективными оказались торпедные атаки. С обеих сторон было выпущено 38 торпед, но цели достигла лишь одна торпеда англичан. Пораженный ею немецкий эсминец, приняв на борт 1400 тонн воды, все же сумел остаться в строю и продолжить бой.

Маленькие хитрости

В ходе баталии командир английской эскадры легких крейсеров использовал новую хитроумную тактику, которую назвал «погоней за залпами». Исходя из того, что снаряды дважды в одну воронку не попадают, он, продолжая вести бой, направлял свою эскадру к месту падения в море немецких снарядов. И его расчет оправдался - хотя несколько снарядов все же попали в крейсеры, но разрушения оказались столь незначительны, что ни один из них не вышел из строя.

К вечеру 31 мая на море опустился густой туман, резко ограничивавший видимость. В этом тумане группа немецких линкоров, идя на большой скорости, буквально наткнулась на английские крейсеры и открыла огонь с расстояния всего б километров.

На такой дистанции промахнуться было бы трудно. И немецкие канониры промахиваться не стали. Один из английских крейсеров после залпа окутался густым дымом. А когда дым через пару минут рассеялся, то от крейсера не осталось и следа. На нем погиб весь экипаж - 900 человек. Еще один легкий крейсер был поврежден и попытался уйти из-под обстрела. Это ему удалось, однако в корпус продолжала поступать вода. Корабль затонул через несколько часов. Экипажу, впрочем, повезло - его успел снять с гибнущего корабля другой крейсер.

Еще один английский крейсер затонул всего от одного снаряда, попавшего прямиком в пороховой погреб. Мощнейший взрыв расколол крейсер пополам. Погиб почти весь экипаж - более тысячи человек, спаслось всего шестеро. Глубина в этом месте составляет всего около 30 метров, и над поверхностью выступали нос и корма «утопленника».

Пострадали и немецкие корабли - на них было убито до 200 человек. Часть отсеков была затоплена. Часть кораблей были вынуждены снижать скорость и брать курс на базу.

Солнце в тот день зашло в 21:07, а ночь была безлунной. В темноте при свете мощных прожекторов некоторые группы кораблей по мере возможности обменялись взаимными залпами. Но темнота вскоре прекратила военные действия, поскольку у обеих сторон была крайне велика возможность нанести удар по своим.

К рассвету у немецких кораблей осталось минимум боезапаса. Адмирал Шеер решил прекратить операцию и вернуться на базы. Вернулся в свои порты и британский флот.

Победителями в итоге посчитали себя обе стороны. Германский флот - потому что потери противника в живой силе и технике были значительнее. Британский флот - потому что он сохранил господство на море и не позволил противнику прорвать морскую блокаду. Сохранение блокады, кстати, привело к острой нехватке в Германии продовольствия и промышленного сырья, что в конечном итоге отразилось на результатах всей войны.

После Ютландского сражения германский надводный флот эффективных военных действий не предпринимал, активно действовать продолжали только подводные лодки.

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Главные сражения     Следущая












Интересные сайты: