История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Бесплатное счастье

Одна из самых симпатичных статей советской Конституции гласила: «Граждане СССР имеют право на отдых». Так что вожделенную путевку трудящимся гарантировала советская власть...

До сегодняшнего дня многие с ностальгией вспоминают безвозвратно ушедшие советские времена, одним из приятных атрибутов которых были путевки в санатории и пансионаты, турбазы, лагеря и иные места, где можно было и здоровье поправить, и просто отдохнуть на свой вкус, стать участником лодочного или лыжного похода либо отправиться в увлекательное путешествие по просторам необъятного Союза. А если повезет, то и заглянуть за опоясывающий его железный занавес. С сожалением и грустью вспоминают горняки и металлурги, строители и колхозники, жители советского Севера, как когда-то миллионы их ежегодно выезжали по путевкам на курорты Черного моря. Кавказских Минеральных Вод, Рижского взморья, а также в Трускавец, Боржоми, или с экскурсиями на Волгу, Байкал и Иссык-Куль.

Лечебные местности

Советская власть гарантировала право на отдых

И все же советская власть озаботилась здоровьем трудящихся еще раньше, чем покончила с контрреволюцией. 4 апреля 1919 года Ленин подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения», а 21 декабря 1920 года вышел декрет Совнаркома «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Все последующие годы в СССР планомерно развивали санаторно-курортные учреждения - детские, туберкулезные, бальнеологические, климатические, грязелечебные и т.п.

В 1960 году большинство санаториев, пансионатов и турбаз перешло в управление профсоюзов. Путевки туда стали распределять профсоюзные комитеты разного уровня. В 1975 году в 948 профсоюзных здравницах лечились более 8 миллионов тружеников, а в 25 600 пионерских лагерях отдыхали без малого 10 миллионов школьников. Часть путевок выдавалась бесплатно, часть - примерно за 30% реальной стоимости. Профсоюзы распределяли и путевки в туристические поездки по стране. Большой популярностью пользовались круизы на теплоходах по Черному морю, речные круизы по Волге, Днепру, рекам и озерам Северо-Запада. Излюбленным видом двухдневного отдыха ленинградцев были водные поездки на живописные острова Валаамского архипелага в Ладожском озере. В начале 1960-х годов родились и быстро получили признание народа туристские поезда. Составленные из относительно комфортабельных купейных вагонов и пары вагонов-ресторанов, разъезжали они в течение 1-3 недель почти по всему Союзу. Стартуя из Москвы, Ленинграда, Горького, Новосибирска и других крупных городов, они доставляли туристов на Украину, в прибалтийские и закавказские республики, колесили по знаменитому «Золотому кольцу» России, знакомили жителей провинции со столицей. Одному из авторов настоящей статьи, обычно предпочитающему «дикий» отдых, в октябре-ноябре 1966 года довелось провести отпуск на туристском поезде «Ленинградец», в течение 3 недель пробежавшем все 5 среднеазиатских советских республик. Это было незабываемое путешествие. Организация, питание туристов, экскурсии, включая поездки в Медео, на Иссык-Куль, в отроги Памира и т.п., - все было на высоте. На длинных перегонах массовики-затейники не давали пассажирам скучать, устраивая для них тематические викторины, межвагонные конкурсы песни и иные нехитрые развлечения. На финальной стадии маршрута, когда всем хотелось на прощание запастись привлекательными плодами азиатских базаров, с большим успехом прошел конкурс на самый большой арбуз. И автор был горд, заняв место в пятерке победителей с результатом в 25 килограммов.

Заглянуть за бугор

Особо удачливым передовикам производства, а также тем, кто стоял поближе к профсоюзным боссам (некоторые из которых мнили себя «королями»), доставались даже путевки на морские круизы по Средиземноморью. Еще в 1957 году «Интурист» арендовал два судна - «Победа» и «Грузия» - для путешествий вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Полная стоимость круиза (600-800 рублей в зависимости от класса каюты) в большой степени дотировалась профсоюзом. Кстати, «Победа» стала прототипом киношного теплохода «Михаил Светлов», на котором вез свой драгоценный загипсованный груз Семен Семеныч Горбунков - главный герой «Бриллиантовой руки».

Подобные круизы сопровождались заходами в зарубежные порты, причем преимущественно стран капиталистических, то есть по определению недружественных, а то и враждебных в отношении страны победившего социализма. Поэтому оказаться в числе счастливчиков - участников круиза было несравненно сложнее, чем, например, попутешествовать по Волге или на туристском поезде. Вообще, все, что было связано с пересечением границы СССР, сопровождалось особым ритуальным действом.

В лучшем случае для начала предлагалось (точнее, разрешалось) посетить страну из числа так называемых стран народной демократии. Чаще всего это была Болгария. Помните: «Курица - не птица, Болгария - не заграница» (слова народные)? Повыше котировались ГДР и Венгрия. На пределе возможного стояла Югославия - некое наполовину наше, наполовину не наше, то ли демократическое, то ли капиталистическое государство (сочетание того и другого в одном флаконе считалось в СССР невозможным). Только после нескольких поездок к «демократам», прошедших при безупречном поведении туриста, можно было «замахнуться» на капиталистов - например, Италию или Францию, где были традиционно крепки позиции местных компартий.

Однако мы сильно забежали вперед: что там Италия - чтобы поехать в ту же скромную Болгарию, нужно было представить справку о состоянии здоровья и подписанную так называемым «треугольником» (начальник, парторг, профорг), а для молодежи - еще и комсоргом, характеристику с неизменными словами «морально устойчив, политически грамотен». После этого претенденту открывалась дорога... нет, еще не за границу, а на райкомовскую комиссию, где его поджидали 34 большевика ленинского призыва. Их задачей было выяснить уровень познаний будущего туриста по части партийных съездов за последние лет 30 и задать каверзный вопрос: «А чего Вы, собственно, не видели в этой загранице?» Таким тернистым был путь советского туриста за рубеж, зато путевка (если ее все же удавалось заполучить) была дешевой. Наша коллега по работе в 1982 году не смогла съездить в отпуск в Болгарию, потому что за полгода до этого продала кому-то из приятельниц свои джинсы. Бдительный комсорг это засек, назвал ее фарцовщицей и рекомендации не дал.

Путевки в отечественные санатории и дома отдыха далеко не всегда были бесплатными: если верить статистике, то 1 из 10. Правда, за остальные 9 профсоюз брал на себя от 30 до 90% стоимости. Совсем бесплатные доставались претендентам с невысоким уровнем доходов, но зато с богатым букетом заболеваний.

Один из бывших шахтеров, в конце 1980-х работавший председателем профкома шахтоуправления, вспоминает: «Территориальный комитет профсоюза регулярно «выделял путевки, но не на самые престижные курорты. В Сочи, Ялту, Прибалтику, Подмосковье зимой - пожалуйста! Летом - только в местные санатории и дома отдыха. Бесплатно предлагались самые неходовые путевки на непопулярные курорты, на поездки по СССР».

Своя база

Он подтверждает статистику: если не досталась бесплатная путевка, ее можно было приобрести за 30% стоимости, остаток оплачивал профсоюз. Конкретно это выглядело так: 24-дневная путевка в санаторий «Шахтер» (в Трускавце) обходилась отдыхающему всего в 54 рубля, двухнедельная в дом отдыха «Пухляковский», что на Дону, - примерно в 20 рублей. Совсем недорого, если учесть, что зарплата шахтера составляла 350-400 рублей в месяц (раза в 2-3 превышая среднюю по стране).

Многие крупные заводы и НИИ создавали хозрасчетным способом (то есть за счет отчислений от собственной прибыли) базы отдыха для своих работников и пионерские лагеря для их детей. Чаще они располагались в прилегающей к предприятию области, но иногда и где-нибудь на берегах Черного моря. Широко известен и очень любим трудящимися был пансионат «Нева», построенный в Сочи для собственных нужд Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО). Наряду с этим ЛОМО располагало прекрасной базой отдыха и пионерским лагерем в Тарасовке на Карельском перешейке. Получить путевку сюда трудящиеся объединения могли за символическую цену.

В итоге забота об отдыхе трудящихся осталось в памяти светлым пятном на общем фоне эпохи развитого социализма.

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Назад в СССР     Следущая