Исход по-советскиТрудно сказать, чем руководствовался Иосиф Сталин, принимая решение об образовании Еврейской автономной области в Приамурье. Но решение было принято, и советские евреи гуськом потянулись к берегам Тихого океана... Почти все народы, населяющие Россию - башкиры, удмурты, чуваши и прочие, - имели свои компактные территории для проживания. А вот евреи такой возможности были лишены. К тому же бедняги постоянно становились жертвами погромов и репрессий. И мудрый «отец народов» решил вопрос кардинально. У берегов АмураВ качестве одного из вариантов был предложен Дальний Восток. Его исследования начались еще в XVII веке, когда здесь появились экспедиции Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Вернувшись в Москву, исследователи доложили, что край населен миролюбивыми гиляками, которые занимаются рыболовством и охотой, а поскольку климат здесь довольно мягкий, земли плодородные, то реально выращивать и зерновые, и овощи. В общем, жить можно. Вот только в царских палатах тогда к информации отнеслись равнодушно - видимо, были дела поважнее. В результате интерес к региону проявился только во второй половине XIX века, когда генерал-губернатором Восточной Сибири был назначен Николай Муравьев. Именно ему принадлежала идея расположить по берегам Амура и Уссури поселения в 25-30 верстах друг от друга, которые бы играли роль пограничных с Китаем кордонов. С населением вопрос решился просто: костяк должны были составить казаки Забайкальского войска и члены их семей. Добровольцев покидать насиженные места оказалось немного. И тогда власти применили тактику кнута и пряника. Переселенцев либо назначали в принудительном порядке, либо определяли по жребию. А чтобы подсластить горькую пилюлю, всем им были обещаны льготы, денежные пособия и обмундирование, безраздельное владение земельными и лесными угодьями. Вот так в 1854 году по рекам двинулись первые лодочные караваны пионеров. А еще через шесть лет, после заключения Пекинского договора об установлении границы, территория вошла в состав России под названием «Приамурский край». На некоторое время миграция в этот регион была приостановлена и возобновилась в 1908 году, когда началось строительство Амурской железной дороги и возникла необходимость в новой рабочей силе. И опять из многих российских губерний сюда потянулись подводы с безземельными крестьянами, членами их семей и нехитрым скарбом, а на карте стали появляться новые поселения. Миссия возложена на КомЗЕТИ вот сразу после окончания Гражданской войны Совет народных комиссаров вплотную занялся решением «еврейского вопроса». Для этого была создана комиссия Политбюро ЦК ВКП (б) во главе с заместителем председателя Совнаркома СССР Александром Цюрупой. И в июне 1924 года Политбюро утвердило предложение комиссии: «Признать целесообразным образование при Совете Национальностей ЦИК СССР Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ). На него возложить обязанность определить районы землеустройства и предоставить ему права ведения переговоров с иностранными организациями и учреждениями на предмет привлечения средств для осуществления поставленной задачи. Предложить ЦИК СССР определить состав Комитета с обязательным включением в него представителей СНК союзных республик». Под иностранными спонсорами подразумевались мощные зарубежные еврейские филантропические организации, такие как «Агро-Джойнт», Еврейское колонизационное общество и ОРТ. Действительно, расчет оказался верным - из 22,5 миллиона рублей, затраченных на проведение переселенческой кампании к 1929 году, почти 75% средств поступило от благотворителей. Итак, КомЗЕТ под руководством Петра Смидовича приступил к выполнению задачи. Для начала в качестве места для организации поселений были отведены территории в Крыму и Приазовье. И довольно быстро на карте СССР появились новые названия - Калининдорф, Ново-Златополь, и Сталиндорф. Обитателями их сначала становились граждане еврейской национальности - местечковая беднота без определенных занятий и так называемые «нетрудовые элементы»: торговцы, кустари, служители культа, лишенные избирательных и других гражданских прав, а таких было больше 30%! Взамен «лишенцы» получали права плюс возможность работать на выделенных земельных участках в составе колхозов. Непосредственно организационной работой занимался подчиненный КомЗЕТу ОЗЕТ (Общество землеустройства еврейских трудящихся). И вот после создания трех национальных, но территориально разделенных районов, Смидович выступил с предложением организовать единый сплошной массив в виде территории, целиком заселенной гражданами еврейской национальности, со статусом автономной области. В качестве подходящего объекта было выбрано Приамурье, и туда была отправлена экспедиция для оценки ситуации на месте. В результате постановлением Президиума ЦИК СССР от 28 марта 1928 года было удовлетворено подготовленное КомЗЕТом ходатайство о закреплении за ним 4,5 миллиона гектаров приамурских земель Дальневосточного края и санкционировано переселение туда граждан. Биробиджанский проектПричем на первых порах въезд на эту территорию лицам других национальностей был запрещен. Надо сказать, что дотируемый из центра и зарубежными спонсорами регион развивался достаточно быстро. К 1940 году (КомЗЕТ, уже давно выполнивший свою задачу, прекратил существование) в автономной области с центром в Биробиджане было уже развитое сельское хозяйство и животноводческий комплекс, появились заводы и фабрики легкой и деревообрабатывающей промышленности. В соответствии с национальными особенностями проводились службы в построенной синагоге, большая часть экспонатов краеведческого музея была посвящена еврейской культуре и быту, в школах преподавали идиш. Сколько к началу войны там проживало лиц еврейской национальности, точно не известно. Но из 12 тысяч призванных в армию местных жителей с фронта вернулось чуть больше половины. Правда, убыль довольно быстро восполнилась новыми мигрантами, но теперь уже в основном других национальностей. Так, к концу 1946 года население области достигло 30 тысяч человек. И в этом же году начала писаться новая страница этого региона. Это было связано с началом кампании антисемитизма, развернутой в СССР. Если верить историкам, то Сталина возмутила позиция зарубежных еврейских благотворительных организаций: в СССР неурожай и сопутствующий ему голод, а всякие там Ротшильды присылают посылки с продуктами и одеждой через «Джойнт» только своим. Вот тогда был взят курс на ограничение иудаизма. Например, Совету по делам религиозных культов было поручено развернуть борьбу с такими обычаями, как выпечка мацы, ритуальный убой птицы и скота, ликвидация еврейских похоронных служб. Вторым раздражителем для «отца народов» стало появление на политической карте мира нового государства - Израиля. Сначала Кремль поддерживал раздел Палестины, надеясь получить в лице Израиля сателлита в ближневосточном регионе, но скоро стало понятно, что Тель-Авив взял курс на сближение с США. И тогда МТБ СССР начало разрабатывать версию о создании «всемирного сионистского заговора», во главе которого стоит «Джойнт», поддерживаемый американскими и британскими спецслужбами. Был разгромлен Еврейский антифашистский комитет, начались поиски пособников сионистов в рядах советской еврейской интеллигенции. Прокатилась волна антисемитизма и по Еврейской автономной области. Был закрыт Драматический театр в Биробиджане, в школах прекратили преподавать идиш, ликвидировали национальную экспозицию в местном краеведческом музее, были изъяты и сожжены книги на еврейском языке, прекратились службы в синагоге. А после фабрикации так называемого «дела кремлевских врачей» МГБ получило указание готовиться к массовой депортации евреев на приамурскую «землю обетованную». И только смерть Сталина в марте 1953 года остановила этот процесс. Но в начале 1970-х годов все-таки началось возрождение еврейской культуры и быта. Впрочем, к тому времени многие местные жители уже покинули свои насиженные места, перебравшись в большие города или подальше, в Израиль. Сергей УРАНОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|