История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Под счастливым числом

До 60-х годов минувшего столетия советское телевидение было довольно закрепощенным. В основном обсуждали сводки с полей, вести из регионов, сообщали о смерти известных политических деятелей. Поэтому такие телепередачи, как «Кабачок "13 стульев"» - веселые, праздничные, фееричные, - пользовались невероятной популярностью...

Советскому телевидению явно не хватало юмористических и развлекательных программ. Попытки создания таких передач предпринимались, но успеха не имели. Сказывались и отсутствие опыта, и идеологический пресс.

Польские «Шпильки»

Премьера знаменитой программы состоялась 16 января 1966 года. В тот вечер по телевидению впервые показали передачу «Добрый вечер». Так уж случилось, что перед этим в руки телевизионщиков попал польский юмористический журнал «Шпильки». В журнале чудаковатые паны и панночки за чашкой кофе и кружкой пива смешили читателя, рассказывая о своих проблемах. На Шаболовке решили экранизировать несколько сюжетов из польского журнала. Так и родилась передача «Добрый вечер»: герои шутили, пели и танцевали. О продолжении проекта никто даже и не думал.

Но на телевизионную студию стали приносить мешки писем от телезрителей с требованиями продолжения передачи. Начальство, привыкшее уступать «голосу трудящихся», вызвало редактора и приказало «дерзать» дальше.

31 декабря 1966 года в перерыве между новогодними передачами показали короткие сценки из новой программы. Миниатюры понравились зрителям, и передача получила прописку на советском телевидении. Название придумали не сразу. Оно появилось лишь при выходе 8-й серии программы. Название придумывали всей страной. Каких только вариантов не предлагали: «Голубой попугай», «Клуб чудаков», «Забегаловка», «Подвальчик», «Корчма», «Кафе "Улыбка"»... А победил некий Виктор Заявлин, предложив название «Кабачок "13 стульев"». Почему именно 13? А в студии как раз оказалось 13 стульев.

Авторами передачи стали Анатолий Корешков и Рустем Губайдулин. Они читали польские, югославские, чешские и другие юмористические журналы. Из них черпали идеи и писали миниатюры. А в целом для «Кабачка» трудились около тысячи авторов.

Но сама идея телепередачи принадлежала актеру Александру Белявскому, известному по популярному в то время польскому фильму «Четыре танкиста и собака». Главным режиссером стал Георгий Зелинский.

Из подвала на всю страну

Кабачок «13 стульев»

Сюжет первой передачи происходил в уютном польском ресторанчике. Шутки в сериале разбавляли зарубежными песнями и мелодиями - таким образом советские телезрители знакомились с новинками зарубежной эстрады. Именно в первых выпусках передачи «вживую» спели Анна Герман, Марыля Родович, Барбара Брыльска, а уже в последующих выпусках звучала фонограмма. Участники передачи учили тексты песен на языке оригинала и подражали манере исполнения артиста. Каждая серия «Кабачка» репетировалась месяц-полтора. Электронного монтажа тогда не было. Играли в прямом эфире, работали по секундомеру.

Вначале программа была черно-белой. После переезда в Останкино театр миниатюр стал цветным и выходил в записи. Завсегдатаями в «Кабачке» стали артисты Театра сатиры: Спартак Мишулин, Ольга Аросева, Борис Рунге, Роман Ткачук и другие. Главным режиссером Театра сатиры был Валентин Плучек, который не переносил телевизионные постановки актеров, так как потом зрители на драматических спектаклях театра, увидев на сцене «панов» и «панночек», хлопали в ладоши, кричали и срывали серьезные постановки. Но режиссеру пришлось с этим смириться из-за популярности передачи. Экстравагантные герои «Кабачка» стали для телезрителей образцом для подражания. Советские люди, не имевшие возможности видеть зарубежные моды воочию, копировали их прически, наряды, манеру поведения и напевали песни, звучавшие в уютном польском ресторанчике. Один из главных героев программы Михаил Державин отмечал, что это была первая передача с постоянными персонажами, местом действия, стилем и композицией.

Каждый советский телезритель находил в этой передаче что-то свое. Он отдыхал от серых будней, получая море положительных эмоций. А еще можно было заглянуть в современный мир моды и посмотреть, как живут на буржуазном Западе, послушать современные хиты звезд эстрады Восточной Европы. Ведь в передаче часто звучали песни Карела Готта, Лили Ивановой, Радмилы Караклаич, Джордже Марьяновича, выступления которых не передавались по телевидению и не звучали по радио.

По словам зрителей, юмористический сериал имел и воспитательный характер.

Говорят, что своим долгожительством «Кабачок» был обязан Леониду Брежневу. Генеральный секретарь не пропускал ни одной передачи, поэтому можно себе представить, что испытывало телевизионное начальство, которое знало об этом. Можно сказать, что они балансировали на тонкой нити, которая в любой момент могла оборваться: шутка могла показаться чересчур острой или наряд кого-то из дам - слишком вызывающим.

Под прессом цензуры

Поэтому, несмотря на всеобщую любовь, советская цензура не дремала. Из сценария безжалостно вырезались острые сцены. Одежда для съемок строго регламентировалась: никаких мини-юбок и глубоких декольте. За нарушение - штраф. Критики всегда искали повод, чтобы закрыть передачу. Им не нравилось, как чисто актерскими средствами завсегдатаи «Кабачка» показывали зрителям типажи чиновников и ситуации, происходящие в их кабинетах.

Многие шутки из этой передачи ушли в народ: «А у вас есть справка, что вы не верблюд?» Но особо злостным критикам «дала по рукам» статья, вышедшая в газете «Правда». В ней журналисты расхваливали действующих лиц театра миниатюр и их шутки, одобрительно отзывались об остроте программы.

Со временем наряду с известными актерами в «Кабачок» стали приглашать и молодых артистов, а сюжеты передачи становились еще острее и интереснее.

За время существования проекта в нем участвовали около 50 актеров. Многие из них получили звания и награды. Известно, что правительство ПНР вручило актерам несколько наградСейма. А в 1976 году присвоило каждому из них звание заслуженного деятеля культуры Польши.

Из-за участия в проекте многие из артистов лишились ролей в кино. Но съемки в «Кабачке» с лихвой компенсировали это упущение: ведь благодаря «Кабачку» зрители знали их в лицо, поэтому они часто гастролировали по всей стране, пропагандируя советское искусство.

За 15 лет существования «Кабачка» в эфир вышло 134 серии - общий хронометраж передачи насчитывал около 160 часов. Артисты разыграли около 2 тысяч сценок, а зрители прислали более 38 тысяч писем.

В конце 1980 года съемки телепередачи прекратили в связи с тяжелым социально-экономическим и политическим положением в Польше. «Кабачок» закрыли, чтобы «не обидеть польских граждан», смотревших данный проект через Интервидение. Но слово «закрыть» тогда никто не произнес - программу просто «приостановили до лучших времен». Еще долгое время советские граждане вчитывались в программу передач, выискивая любимое название. Но увы - все закончилось втихую, без объявления конца.

Через несколько лет в Польше положение стабилизировалось, и в СССР предприняли попытку возродить передачу как некий сериал об обитателях дома. Однако хотя в нем и снялись многие «кабачковцы», его все равно закрыли. На этот раз все обошлось без политики - программа просто оказалась никому не нужной, и о ней сейчас никто и не помнит. А последнюю попытку возродить традиционный «Кабачок» в 1996 году предприняла руководитель театра «У камина» Анна Макагон. Большинство знаменитых «панов» - Аросева, Державин, Высоковский, Шарыкина - отказались участвовать в этом проекте.

В начале 1980-х годов в СССР набирала обороты магнитофонная культура, больше не нужно было ждать популярной передачи, чтобы услышать модную западную песенку. В передачах «Утренняя почта», «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» показывали выступления зарубежных певцов и групп. Появилась и юмористическая телепередача «Вокруг смеха». Да и сами актеры устали от проекта и нездоровой популярности.

И если сегодня, спустя несколько десятилетий, вы вдруг услышите слова песни: «Всем на прощанье желаем удачи,/ Жить без улыбок на свете нельзя...» и увидите смеющийся фонарик с финальной заставки клуба - улыбнитесь ему в ответ.

Все-таки «Кабачок» был теплой и доброй передачей.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ




Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Назад в СССР     Следущая









Сообщество в G+