История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Трофейное кино

Когда Советский Союз в 1945 году разгромил фашистскую Германию, и солдаты, и офицеры не брезговали трофеями. Но среди этих трофеев были и необычные: например, множество кинолент как немецких киностудий, так и других стран - высшее гитлеровское руководство обожало музыкальные американские комедии и мюзиклы...

Трофеи - неизменный спутник любой войны. Но если средний и высший командный состав Советской Армии отправлял домой вагоны, набитые невиданной ранее мебелью в стиле барокко, очень хорошей немецкой бытовой техникой, приемниками, электрическими проигрывателями, о которых в СССР тех времен и не слышали, произведениями искусства и тд., то простые солдаты радовались всему, что удалось найти: немецким патефонам, тем же приемникам Telefunken, а то и просто красивому кувшину из саксонского фарфора. Наших военных, ценой собственной крови спасших полмира от фашизма, осуждать нельзя. Достаточно вспомнить, как фашисты грабили музеи в пригородах Москвы и Ленинграда.

Но среди трофеев были и такие, которыми смогло воспользоваться практически все население послевоенной страны. Кино в СССР любили все, а трофейное тем более - ведь поглядеть на заграничную жизнь хоть одним глазком советским людям всегда хотелось.

Главный цензор Советского Союза

Всего с 1933 года по 1945 год в Германии были выпущены 1363 полнометражные кинокартины. Причем как и в Советском Союзе, так и в Германии производство художественных фильмов не прекращалось даже в самые тяжелые военные годы. Фашисты тоже прекрасно понимали важность идеологической пропаганды для поднятия боевого духа нации.

Конечно, в Советском Союзе на экраны попадали далеко не все фильмы, вывезенные в качестве трофеев. Они проходили довольно жесткую цензуру, а главным цензором был лично Сталин. Он просматривал практически все киноленты, которые доставлялись из Германии, и решал - что можно показывать советскому народу, а что нельзя.

Фильмы Сталину доставлял тогдашний министр кинематографии СССР Большаков. Поскольку генсек никаких иностранных языков не знал, Большаков заказывал переводы всех фильмов, а потом на память учил реплики актеров. И когда Сталин в очередной раз спускался в кинозал в Кремле, министр выступал в качестве переводчика.

Понятно, что генералиссимус не пропустил такие ленты, как «Триумф воли» или другие фильмы Лени Рифеншталь. Сталин считал их «человеконенавистническими» и наполненными нацистской пропагандой.

Но зато другие фильмы, в основном развлекательно-познавательного жанра, после одобрения Кремля появлялись на больших экранах.

При этом каждый из трофейных фильмов вместо титров сопровождался такой надписью: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году». И все. Никаких титров, никакой страны-производителя, довольно неточный перевод. Просто «зарубежный фильм». Даже оригинальное название картины обязательно менялось. Так, например, фильм 1943 года «Чудесный исцелитель» имел оригинальное название «Парацельс» - по имени своего героя, великого медика. Его снял один из классиков мирового кино Георг Вильгельм Пабст, а главную роль сыграл знаменитый Вернер Краус, но наши зрители об этом так и не узнали.

Однако для советских людей, только что переживших страшную войну и еще не оправившихся от разрухи, голода и холода, это все равно было счастье - окунуться в мир грез, в красивую, богатую и мирную жизнь.

Совпадение вкусов

Как уже говорилось, картины, допущенные на широкие экраны в СССР, носили в основном развлекательный и познавательный характер. Люди с удовольствием шли в кино смотреть фильмы с участием знаменитых певцов Джильи и Карузо, музыкальные ревю с Марикой Рёкк, приключенческие ленты «Индийская гробница» (1938 год, режиссер Ричард Айхберг) и «Каучук» (в советском прокате он назывался «Охотники за каучуком»), биографические фильмы о Рембрандте, Моцарте, Шиллере, экранизации опер «Тоска», «Чио-Чио-сан».

Как выяснилось, у Сталина и у верхушки гитлеровского руководства был один и тот же любимый фильм. Это «Серенада солнечной долины» - музыкальный фильм режиссера Брюса Хамберстоуна с участием Сони Хени и оркестра Гленна Миллера. Натурные съемки картины прошли в горнолыжном курорте Сан-Валли в 1941 году.

А вот простым советским зрителям джазовые композиции Миллера сначала понравились не очень. И в советском прокате культовым стал другой фильм - лента режиссера Георга Якоби «Девушка моей мечты», снятая в 1944 году. Те, кто любят наш знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны», наверняка вспомнят, что именно под этот фильм в берлинском кинозале Штирлиц неделю ждал встречи со связником и, будучи вынужденным семь раз смотреть веселый мюзикл, люто возненавидел его.

Но в послевоенном СССР люди ходили на «Девушку моей мечты» и по 10 раз, влюблялись и целовались под веселые песни и танцы, и именно эта картина стала самым ярким воспоминанием молодости для многих представителей старшего поколения в нашей стране.

Среди фильмов других стран, захваченных в Германии в качестве трофеев, были киноленты, о которых наши бабушки и дедушки вспоминают до сих пор. Например, это четыре знаменитых фильма о Тарзане, кинолента «Под красной мантией», которая в советском прокате получила название «Под кардинальской мантией». Она была снята в 1937 году шведским режиссером Виктором Шёстрёмом и немецким актером Конрадом Фейдтом в главной роли.

Интересно, что в категорию «трофейного кино» попал и фильм «Порт-Артур». Поскольку существовала установка обязательно заменять оригинальные названия, в СССР он вышел как «Спасенные знамена». Фильм был снят в 1936 году во Франции эмигрантом из СССР Федором Оцепом. И в этом была еще одна странность, поскольку потом, уже после смерти Сталина, все картины эмигрировавших из страны актеров и режиссеров изымались из проката и на долгие годы укладывались на полки.

Среди прочих кинолент тех времен можно назвать приключенческий фильм «Гибралтар» (в советском прокате - «Сети шпионажа») с Эрихом фон Штрогеймом в одной из главных ролей, «Сто мужчин и одна девушка», «Большой вальс» и многие другие.

Триумф на немецкой пленке

Мало кому известен один парадоксальный факт. Знаменитый полуторачасовой фильм, зафиксировавший Парад Победы на Красной площади, снимался... на немецкой трофейной пленке, а монтировался и озвучивался отнюдь не в Москве, а в поверженном Берлине.

Дело в том, что цветное кино к нам по сути пришло из побежденной Германии и досталось в качестве еще одного кинотрофея.

В Советском Союзе и до 1945 года пытались делать цветные кинофильмы, но получалось это довольно скромно. Дело было в камерах и кинопленке. Советские операторы пользовались трехпленочными камерами ЦКС-1, которые были сложны, дороги и ненадежны.

Ну а немцы с 1925 года снимали великолепные цветные фильмы на трехслойной цветной пленке Agfa. Завод по ее производству фирмы IG Farben находился в городе Греппине и оказался в советской зоне оккупации. Советскими трофеями стали огромные запасы пленки Agfa и оборудование для ее производства.

Именно поэтому, когда встал вопрос о создании «победного» полуторачасового документального репортажа о Параде Победы на Красной площади, было принято решение использовать для него немецкую аппаратуру и немецкую же пленку Agfa, которая была несравнима с советской. Аппаратуру монтажа и озвучания еще не успели вывезти в Советский Союз. Поэтому процесс происходил в Берлине.

К сожалению, у советских операторов не было достаточного опыта общения с трофейной пленкой и съемочной аппаратурой. В результате на отснятом материале возник брак по цвету. Его причину так и не удалось установить. Но пришлось практически весь полуторачасовой репортаж делать в черно-белом варианте. И лишь 19 минут прохода войск со знаменами удалось выпустить в цвете.

А первым полноценным цветным фильмом, выпущенным на немецкой пленке Agfa, стал «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко. Он вышел на экраны 28 апреля 1946 года, собрал больше 23 миллионов зрителей и, что парадоксально, в том же году получил премию «За лучший цвет» на Каннском фестивале. После этого на трофейной пленке были сняты еще десятки знаменитых советских кинолент.

Чуть позже демонтированное оборудование с немецких заводов по производству кинопленки привезли в Казань и там наладили производство советской кинопленки по немецким технологиям. Эта та самая знаменитая «Тасма», на которой потом снимались лучшие советские фильмы.

Дмитрий ГРИГОРЬЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Назад в СССР     Следущая