История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Гараж особого назначения

Далеко не все знают, что такое Гараж особого назначения. Между тем это специальное транспортное подразделение (сокращенно ГОН), ныне входящее в состав Федеральной службы охраны, преемницы 9-го управления КГБ СССР. А 9-е управление занималось обеспечением безопасности первых лиц государства.

История Гаража особого назначения началась в начале XX века. Император Николай II по старинке предпочитал передвигаться в карете или экипаже до того самого момента, когда его придворные не обратили внимание на новинку технического прогресса - автомобиль.

Императорский выезд

Первым обладателем парового экипажа «Серполлет» был министр двора граф Фредерикс, а затем в 1903 году и флигель-адъютант полковник князь Орлов, который приобрел автомобиль «Делоне-Бельвиль». Как-то подкатив к Александровскому дворцу в Царском Селе, он предложил Николаю II совершить увеселительную поездку. Заинтересованный император попросил разрешения самому сесть за руль и сделал несколько кругов по площадке. Придя в восторг, он пригласил совершить автомобильный вояж супруге. С этого момента Николай II «заболел» автомобилями. И Орлов посоветовал ему обзавестись своими экипажами. Неподалеку от Царскосельского дворца и железнодорожной станции началось строительство здания Императорского моторизированного гаража, которое закончилось к 1906 году. Представляло оно собой двухэтажное строение, в котором разместились два «Делоне-Бельвиль» и четыре «Мерседес-Бенц», а также отечественный «Лесснер». Поскольку парк машин стремительно расширялся, то спустя два года появилось новое здание, в котором, кроме гаража, размещались резиденция начальника технической службы, личного водителя императора Адольфа Кегресса, сменившего порядком уставшего от поездок князя Орлова.

Император часто сам садился за руль, но вот незадача: в те времена не существовало электрических стартеров, а крутить ручку венценосной особе было как-то не к лицу. Поэтому инженеры придумали уникальную систему запуска мотора сжатым воздухом, который нагнетался компрессором.

К 1913 году гараж пополнился отечественными лимузинами «Руссо-Балт», а штат шоферов (шофферов) составил уже 80 человек. Получали они очень хорошую зарплату, поскольку исполняли работу еще и автомехаников. Кстати, два «ф» во французском слове - не опечатка. Поскольку в те времена на автомобилях устанавливали паровые двигатели, то их и обслуживали шофферы («кочегары» - с французского). Например, старший шоффер получал 2400 рублей (учитель (для сравнения) - около 900), плюс казенное обмундирование и обувь. К тому времени появились и филиалы службы - в Петергофе, Санкт-Петербурге на территории Конюшенного ведомства и неподалеку от царской резиденции в крымской Ливадии. Кроме того, появились еще два разряда транспортных средств - автомобили, обслуживающие придворных, и спецтехника в виде грузовиков с прицепами, автобусов, фельдъегерских авто и даже специального автомобиля для транспортировки полевой кухни, сопровождавшего царскую семью на пикники. В гараже имелся даже миниатюрный «Мерседес-Бенц», на котором под присмотром опытных наставников раскатывал цесаревич Алексей. А незадолго до Первой мировой войны в столице была открыта Императорская школа шоферов (шофферов), где готовили профессионалов, способных не только классно водить автомобили, но и мгновенно реагировать в случае попытки покушения на царственных особ. К настоящему времени сохранились здания гаража в Царском Селе - в них сегодня размещаются кафедры Санкт-Петербургского Аграрного университета - охраны труда, сельскохозяйственных машин и военной подготовки и Конюшенного ведомства, где сейчас расположился музей экипажей.

Укромный уголок Кремля

После Октябрьской революции 46 автомобилей были реквизированы большевиками, но только 5 января 1921 года декретом Совета народных комиссаров автобаза официально была преобразована в правительственный Гараж особого назначения, который возглавил личный шофер Ленина Степан Гиль.

Начал он возить вождя революции в Петрограде на автомобиле марки «Тюрка-Мэри», принадлежащем ранее великой княжне Татьяне. А через год его на этом ответственном посту сменил Павел Удалов, личный водитель Иосифа Сталина, который возглавлял ГОН вплоть до 1953 года. Гиль же в Москве по желанию Владимира Ильича пересел за руль «Рено 40 СВ», в котором Ленина и его спутников чуть не застрелил в 1918 году во время ограбления налетчик Яшка Кошельков. Потом Гиль управлял «Роллс-Ройсом» из автопарка брата императора Михаила Романова, а после смерти Ленина возил наркома иностранных дел и впоследствии генерального прокурора СССР Андрея Вышинского и наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна. По одной из версий, он также исполнял роль эксперта по покупке автомобилей или, после окончания войны, отбирал трофейные раритеты для советских правителей, такие как кабриолет «Мерседес-Бенц 770К». Для самого же ГОНа (гараж №10: боксы, автомастерские, склад запчастей и мойка) было отведено место в одном из укромных уголков Кремля - в районе Боровицких ворот, где раньше располагались конюшни и каретный корпус.

Вожди предпочитали автомобили разных марок. Сталин, будучи наркомом по делам национальностей, долгое время передвигался на «Воксхолле» («Опеле»), ранее принадлежавшем матери последнего российского императора. В 1930-х годах Иосиф Виссарионович пересел на «Паккард Твелв», подаренный ему президентом США Франклином Рузвельтом. Правда, приказал перекрасить его из белого в черный, казенный цвет. Наконец, в 1936 году на свет появился советский лимузин ЗИС-101, внешне очень похожий на одну из моделей «Паккарда», столь любимого Сталиным. А после войны, с учетом возможных покушений, «вождь народов» ездил на бронированном трофейном «Паккарде». Впоследствии для формирования парка ГОНа стали использоваться автомобили отечественного производства с усиленной защитой - типа ЗИС-110 (в гражданском варианте таксомоторы и кареты скорой помощи), а для эскорта охраны - ГАЗ М-20 «Победа».

Эволюция безопасности

Во времена правления первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева члены правительства пересели на «Чайки», а членов Политбюро перевозили огромные бронированные ЗИЛ-111, иронично прозванные в народе «членовозами». В качестве эскорта «Победы» заменили ГАЗ-21 «Волги». Кстати, Хрущев пренебрежительно относился к лимузинам иностранных марок. Причем настолько, что приказал передать из ГОНа шикарный «Мерседес-Бенц 300 СЛ» одному из ленинградских научно-исследовательских институтов, а «Роллс-Ройс» - Дому ветеранов КПСС. «Стоодиннадцатые», «Чайки» и «Волги» еще долгое время являлись основой автопарка ГОНа.

В начале 1970-х годов в составе гаража появилось новое подразделение, в котором водители обучались езде в сложных погодных условиях, например, торможению многотонной машины на мокрой дороге. Его возглавил тренер сборной СССР по автоспорту Эрнест Цыганков, а оттачивали мастерство водители на специальном полигоне, оборудованном на Ходынском поле. Собственно говоря, инцидентов с правительственными машинами было всего несколько. Это попытка младшего лейтенанта Ильина, который открыл огонь по «членовозу» на Красной площади, полагая, что в нем находится Брежнев. На самом же деле в нем ехали в Кремль космонавты Леонов, Николаев, Терешкова и Береговой. Второй инцидент произошел уже в постсоветское время, во время визита югославского президента Воислава Коштуницы в Москву. Тогда навстречу кортежу устремился потерявший управление «жигуленок». Но офицер ФСО, сидевший за рулем эскортной машины, аккуратным маневром изменил смертельную траекторию автомобиля.

Сегодня в распоряжении первых лиц государства имеются пока самые совершенные бронированные лимузины «Мерседес-Бенц С600 Гуард Пульман», микроавтобусы «Мерседес-Спринтер», которые следуют за своими хозяевами даже во время зарубежных поездок. Внутри страны в качестве эскортных автомобилей используются мощные «БМВ». Впрочем, просочились сведения, что специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) уже в ближайшее время готовы представить отечественный «Мономах», который заменит «Гуард Пульман».

Сергей УРАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Назад в СССР     Следущая












Интересные сайты: