История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Карта Родины

В 1937 году, к 20-летию Октябрьской революции, власти наметили открыть в Москве Всесоюзную художественную выставку «Индустрия социализма». Самым значительным экспонатом, главным украшением выставки должна была стать огромная «Географическая карта индустрии и естественных богатств СССР»...

На выставке 1937 года под названием «Индустрия социализма» посетители должны были увидеть лицо советской страны за две прошедшие пятилетки в лучших художественных полотнах, скульптуре и графике. И гигантскому панно, отобразившему все величие СССР, отводилась большая роль.

Сложная мозаика

Для того, чтобы создать столь сложное произведение ювелирного и инженерного искусства, 3 мая 1936 года организационный комитет выставки утвердил специальную группу из географов, экономистов, инженеров. Композиционная разработка проекта была поручена мозаичному отделу Академии художеств.

Перед исполнительной бригадой, прежде всего, встал вопрос о конструкции самой карты длиной около 6 метров, высотой 4,5 метра и площадью 22,5 квадратного метра. Ее надо было сделать разборной и найти наиболее совершенные способы крепления мозаики на жесткой основе. К делу были привлечены специалисты Московского завода опытных конструкций во главе с инженером Головиным - прежде им пришлось устанавливать рубиновые звезды на кремлевских башнях.

Головин предложил проект каркаса из дюралюминиевых тюбингов общим весом 3,5 тонны. Он же предложил и текстолит как основу для наклейки мозаики.

В первых числах апреля 1937 года в Москве начался монтаж. С помощью винтовых соединений 98 секций были закреплены на каркасе, состоящем из 27 дюралюминиевых тюбингов. Полотно карты поддерживала бронзовая рама.

Главные проблемы, как показало время, заключались в исполнении собственно гранильной, ювелирной и мозаичной части карты. На кустарных предприятиях треста «Русские самоцветы», которые в 1930-е годы громко именовались заводами, требовалось выполнить высокохудожественную и к тому же чрезвычайно точную и филигранную работу.

В связи с этим народный комиссариат тяжелой промышленности СССР в короткое время технически оснастил современными станками и моторами Второй ленинградский завод (сегодня это предприятие «Русские самоцветы»), где в основном была сосредоточена вся намеченная деятельность. Сюда же из Петергофа, где находилась старейшая гранильная фабрика (основанная Петром I в 1720-х годах), прибыли гранильщики-ветераны, и конечно с Урала, где доживали свой век «бажовские Данилы». Приехали искусные гранильщики братья Татауровы, мастера Подкорытов и Шубин. Из Москвы прибыл старый художник - резчик по камню Кремлев, пригласивший впоследствии 30 мастеров-камнерезов с Орденского завода №4 треста «Русские самоцветы». В составе общего коллектива работала также Свердловская (Екатеринбургская) гранильная фабрика (основанная в 1751 году), где старые уральские мастера выполняли задачу по огранке самоцветов, обозначавших на карте промышленные пункты.

В 1937 году Второй ленинградский завод находился на Обводном канале. На его площадку свезли 65 тонн самоцветных камней, из которых выбрали непосредственно для обработки 2 тонны самого красивого материала. 150 человек, фактически на весь период работы находившиеся на казарменном положении, встали к станкам, чтобы к 1 апреля 1937 года закончить все мозаичное полотно карты в масштабе 1:1 500 000. 100 тысяч деталей - таков был количественный итог мозаичных работ.

Изумрудные надписи и рубиновые звезды

Драгоценная карта СССР
Советские инженеры и ювелиры создали карту СССР в виде панно из самоцветов, равного которому в мире нет

На Втором ленинградском заводе были созданы надписи городов и рек, платинированная серебряная сетка, изобразившая на карте параллели и меридианы, выточена из серебра паутина железных дорог.

Богатейшая гамма минералов, особенно яшмы, позволила составителям уникальной карты показать рельеф Советского Союза. Различными самоцветами всевозможных оттенков зеленого цвета были выложены низменности и равнины; спокойные зеленые тона сменялись красновато-желтыми и темными самоцветами, которыми были показаны возвышенности и высокогорные районы, такие как Кавказ, Тянь-Шань или Памир со сверкающими ледниками-опалами.

Причудливыми темно-синими ленточками из сибирского лазурита текли бесчисленные реки. Они впадали в моря и океаны, сделанные из того же лазурита, на котором белые крапинки создавали впечатление ледяных торосов. Границы одиннадцати союзных республик (в 1937 году; еще 4 республики вошли в состав СССР позднее) протянулись на этом живописном панно тонкой ниткой сверкающего рубина. А широкая красно-малиновая лента из благородного родонита (орлеца) и сургучной яшмы окаймляла государственные границы.

Рубинами горели центры тяжелой промышленности, причем каждая ведущая отрасль имела свой знак. Пятиконечными звездами из альмандина светились на карте электростанции. Треугольники и овалы из аметиста, квадраты и ромбы из золотистых топазов, цитринов и хризолитов, прямоугольники из изумрудов и белого хрусталя, разбросанные на карте, показывали предприятия легкой, пищевой и лесной промышленности. Извилистыми лентами из голубых аквамаринов были протянуты Беломорско-Балтийский канал и канал Москва - Волга. Пунктирной линией из того же голубого аквамарина от Архангельска до Владивостока пролегал Великий Северный морской путь. А на затянутых льдом берегах северных морей всеми цветами радуги сверкали пятиконечные звезды из белого уральского фенакита - советские полярные станции. На противоположной стороне, на юге страны, извивались сплошной линией дымчатых топазов нефтепроводы.

На карте горели 11 больших рубиновых звезд - столицы союзных республик. Рядом - изумрудные надписи городов. Самая большая, 50-миллиметровая рубиновая звезда в позолоченной серебряной оправе, увенчанная серпом и молотом, украшенная 17 ограненными алмазами в виде «искр», обозначала столицу - город Москву, а надпись «Москва» (высотой 25 миллиметров) была выполнена из искусственных рубинов. Надпись «Ленинград» - из александритов.

Она была в Париже

Прежде чем представить карту на юбилейной выставке в Москве в ноябре, ее в мае 1937 года отправили на Всемирную выставку в Париж.

Советский павильон, занимавший на берегу Сены самое выгодное место, украшала скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, а карту СССР, усеянную самоцветами, разместили на стене в главном зале, посвященном Сталинской конституции. Рядом с картой стояли реальные доказательства достижений советской промышленности: тракторы «Челябинец» и «Сталинец», автомобили ЗИС-101 и М-1. Мозаичная карта, вызвавшая всеобщее восхищение, вместе с мухинским монументом, напомнившим парижанам любимую ими Нику Самофракийскую, была удостоена Гран-при.

Во время пребывания там экспоната вспомнили, что еще одну подобную вещь - карту Франции - создали на Екатеринбургской фабрике и доставили в Париж к выставке 1900 года (с тех пор она хранится в Лувре). Та карта выглядела гораздо скромнее. Ее размер немногим превышал 2 квадратных метра, а в композиции были мягкие камни - например, мрамором было выложено море, провинции Франции были показаны разными минералами, а реки «текли» из платины.

После Парижа карта побывала еще на одной международной экспозиции - в Нью-Йорке, где также имела успех. Затем, наконец, она вернулась домой, но своей родной выставки, посвященной индустрии социализма, не дождалась, ибо та не состоялась. Причина заключалась в том, что ее организатор и вдохновитель нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в обстановке массовых репрессий 18 февраля 1937 года скоропостижно скончался.

После Великой Отечественной войны уникальная карта СССР вернулась в Ленинград и некоторое время, по воспоминаниям старожилов, стояла... на углу Гостиного двора и Перинной линии. Затем, в связи со строительством первой линии метрополитена, в середине 1950-х годов карту демонтировали и поместили в Георгиевском зале Эрмитажа. В 1987 году появилась необходимость в ее реставрации, и тогда ценный экспонат перевезли на Васильевский остров, в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н. Чернышева. Реставрационные работы провели те же мастера, которые восстанавливали легендарную Янтарную комнату. Они полностью заменили ее текстолитовое основание. В этом музее карту можно увидеть и сегодня.

Ирина СТРЕКАЛОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Назад в СССР     Следущая









Сообщество в G+