История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Квартирники в СССР: музыка под запретом

Слово «квартирник», означающее домашний концерт для друзей и специально приглашенных зрителей, родилось в начале 60-х годов XX века. Здесь собирались только свои и царила особая атмосфера теплоты и общего единения. На квартирниках обычно выступали группы или исполнители, чье творчество не нашло одобрения в официальных концертных организациях. Их не пускали на большую сцену, но благодаря домашним выступлениям, записанным на магнитную ленту, песни, которые они исполняли, знала вся страна.

Любовь - не ерунда!

Считается, что первыми на квартирниках начали выступать советские барды - или, как они предпочитали себя называть, люди, работающие в жанре авторской песни: Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор, Булат Окуджава. Им не требовалось дополнительной аппаратуры, их песни хорошо вписывались в небольшое квартирное пространство.

Сразу следует сказать, что практически все подобные мероприятия для большинства зрителей были платными, внесенная сумма составляла от одного до двух рублей с человека. От оплаты освобождались хозяева квартиры, близкие друзья исполнителей, которых они приводили с собой, а также советские или даже зарубежные журналисты - их приглашали в надежде на возможный отклик в прессе или на радио.

Собранные деньги шли на послеконцертный «фуршет» (куда, как правило, входили портвейн и крайне легкая закуска) и оплату работы исполнителей, получавших за выступление от 25 до 50 рублей.

Известно, что в начале 1970-х годов, когда Александра Галича исключили из творческих союзов писателей и кинематографистов и лишили всех гонораров, именно квартирники на несколько лет стали его единственным источником заработка - до отъезда за рубеж.

Татьяна Епифанцева, жена актера Георгия Епифанцева, в своих воспоминаниях пишет о посещении квартирного концерта Владимира Высоцкого. Исполнителя и зрителей принимала у себя одна из балерин Большого театра. Квартирник полностью записывался на большой катушечный магнитофон, кроме того, портативные магнитофоны имелись у некоторых слушателей. Никакого предварительного застолья не было, Высоцкий пришел, оглядел присутствующих и сразу начал выступление. Он работал в своей обычной манере - несмотря на то что перед ним было всего лишь около 30 человек: рассказывал о создании песен, просил задавать вопросы и откровенно отвечал на них. Во время разговоров со зрителями муж представил Татьяну Епифанцеву как человека, который пишет стихи. Высоцкий поинтересовался: о чем? Женщина ответила: «Да так, ерунда, о любви». И Владимир Семенович произнес фразу, которая всем запомнилась: «Любовь - это совсем не ерунда!»

Труднее, чем просто концерт

Кинчев, квартирник

Можно сделать вывод, что исполнители относились к квартирникам очень серьезно, как к настоящему полноценному выступлению, и не давали себе никаких поблажек.

В то же время сам домашний концерт требовал от артиста высочайшего профессионализма - ведь певец находился на расстоянии вытянутой руки от зрителей и никак не мог спрятать свои огрехи за громкое звучание музыки или световые эффекты. В идеале создавалась обстановка, когда исполнитель и зрители становились одним целым. Поэтому квартирники среди знатоков ценились гораздо больше, чем официальные выступления в концертных залах. Здесь слушатели могли по-настоящему близко познакомиться с творчеством и личностью исполнителя, а он, в свою очередь, - понять мысли и устремления аудитории.

Представители власти до поры смотрели на подобные выступления сквозь пальцы. Исполнителей, дававших домашние концерты, могли вызвать в милицию или даже КГБ, но дело, как правило, ограничивалось устным выговором. Только в 1984 году, по инициативе тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко, был принят закон, который приравнивал выступления на неофициальных концертах к незаконной предпринимательской деятельности и предусматривал за них уголовную ответственность.

Гораздо чаще участникам квартирников приходилось сталкиваться с недовольными соседями: ведь выступления обычно проходили поздно вечером или даже ночью, потому что днем артисты были заняты на основной работе - в театрах или тех местах, где им приходилось трудиться, чтобы не считаться тунеядцами. Нередко домашние концерты заканчивались приходом милиции с требованием не мешать отдыхать другим гражданам, или дело доходило до денежных штрафов за нарушение тишины в ночное время.

Все «по-взрослому»

В 1970-1980-х годах активное участие в квартирниках принимали будущие звезды русского рока - Михаил (Майк) Науменко, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Виктор Цой и другие. Согласно сведениям историков рок-музыки, первые выступления Виктора Цоя состоялись в Ленинграде на квартире опекавшего его лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко. А в канун 1982 года прошел знаменитый московский новогодний квартирный концерт Цоя в жилище известного рок-музыканта Сергея Рыженко, именно здесь состоялась премьера песни «Восьмиклассница».

В 1984 году в Москве состоялся квартирник Виктора Цоя и группы «Кино», посвященный выходу магнитофонного альбома «Начальник Камчатки».

Молодые советские рок-музыканты, до поры ограниченные в возможностях выступать перед широкой аудиторией, приглашали на квартирники отечественных и зарубежных журналистов - таким образом, новости их творчества отражались в советских и западных средствах массовой информации. Сами домашние выступления записывались на видеокассеты, сейчас эти кадры легко можно найти в Интернете. Все делалось «по-взрослому» - несмотря на небольшую зрительскую аудиторию. Может быть, поэтому советские рок-музыканты спустя несколько лет так легко покорили многотысячные стадионы?

«Мурка» для партийной элиты

Ну и, конечно, нельзя не сказать о квартирниках, где выступали исполнители блатных песен. Сейчас этот жанр является общепризнанным, его называют шансоном или городским романсом, относящиеся к нему произведения звучат с экранов телевизоров и со сцен самых престижных залов.

В 1970-1980-е годы блатные песни официально не признавались вообще. Если у бардов или рок-музыкантов были хоть какие-то возможности выйти на большую сцену, то сочинители и исполнители тюремных или воровских песен о таком не могли даже мечтать. Эти произведения было запрещено петь даже в ресторанах. И тем не менее их записи имелись чуть ли не в каждом доме - именно благодаря квартирникам.

Знаменитый магнитофонный альбом 1981 года, благодаря которому Александр Розенбаум стал популярным, так и назывался - «Домашний концерт». Сюда вошли известные песни «Нинка», «Заходите к нам на огонек», «Гоп-стоп» и другие. Запись альбома делал ленинградский звукооператор Михаил Крыжановский во время нескольких выступлений Александра Яковлевича в его квартире. При воспроизведении слышны аплодисменты и реплики зрителей.

Примерно на 10 лет раньше началась домашняя концертная деятельность знаменитого исполнителя блатных песен Аркадия Северного (Звездина). Пленки, а позже кассеты квартирников с его участием расходились по всей стране. Из-за того что многие песни были посвящены Одессе, исполнителя считали одесситом, хотя он родился в Иваново, а жил в Ленинграде. В общей сложности известно более 70 магнитофонных кассет с квартирниками Аркадия Северного, где были исполнены сотни песен, в том числе знаменитые «Мурка», «Поспели вишни в саду у дяди Вани», «Ах, Одесса», «Поручик Голицын», «Семь сорок», «На Дерибасовской открылася пивная», «По тундре» и другие.

С выступлениями Аркадия Северного связана особая форма концертов для избранных, которые проходили в закрытых на спецобслуживание ресторанах или кафе. По воспоминаниям друга и администратора певца Рудольфа Фукса, такие встречи были организованы по инициативе партийной элиты и работников КГБ, а также верхушки криминального мира. Фукс писал, что в 1979 и 1980 годах Аркадия Северного с его музыкантами на самолетах регулярно привозили в Москву. Чаще всего закрытое выступление проходило в кафе «Печора» на проспекте имени Калинина. Перед заведением стояли милицейские машины, обеспечивающие безопасность партийной или воровской элиты. Отдыхающие гуляли всю ночь, певец и его музыканты работали до утра. За это выступление они получали хорошие деньги (по разным данным, Аркадию Северному за такой концерт могли заплатить до 500 рублей - четыре средние месячные зарплаты), кроме того, для них бесплатно накрывали роскошный стол. Рядом со сценой выставляли несколько микрофонов, через которые концерт записывался на качественной профессиональной аппаратуре.

Подобные неофициальные концерты давал и Владимир Высоцкий, о чем артист упомянул в одной из своих песен: «Меня зовут к себе большие люди,/ Чтоб я им пел “Охоту на волков”».

После 1985 года, с наступлением перестройки, квартирники отошли в прошлое - теперь любой артист мог выступать на большой сцене, главным критерием стала способность привлечь зрителей. Сейчас домашние выступления снова входят в моду, но чаще всего это только попытки привлечь к себе внимание, ведь квартирник, который снимают для показа по ТВ, как правило, заполнен знаменитыми зрителями, жаждущими показать себя, и лишен главного - общей атмосферы доверительности и любви к данным песням.

Светлана САВИЧ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Назад в СССР    










Сообщество в G+