История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Дурные вести для Монтесумы

Царствование последнего ацтекского правителя Монтесумы сопровождалось зловещими знаками, которые, как считалось, предрекали скорый захват страны белыми. Что это - простые мифы или позднейшие фальсификации?

В 40-е годы XVI века миссионер Торибио де Бенавенте по прозвищу Мотолиния описал несколько странных явлений, которые ацтеки наблюдали за несколько лет до прихода Кортеса. Сначала в воздухе видели фигуры сражающихся воинов. Потом предназначенному в жертву пленнику явился «ангел», подбодрил его и рассказал, что жертвоприношения скоро прекратятся, так как приближаются те, кому суждено править этой землей. Через некоторое время ночью на востоке наблюдалось некое свечение, а поздней - столб дыма с языками пламени. Это не единственный случай «знамений», предвещавших прибытие европейских завоевателей в Мексику.

Ожог от трубки

В своем труде «Всеобщая история вещей Новой Испании» францисканец Бернардино де Саагун описал несколько чудес, предвещавших захват страны пришельцами. Все они - одно другого страннее. Например, умершая и погребенная во дворе своего дома женщина якобы явилась к правителю ацтеков Монтесуме и заявила, что с ним кончится власть владык Мехико, ибо уже в пути те, кто поработит эту землю.

По описанию францисканца, на востоке ацтеки видели сияние в виде «огненной пирамиды», которая освещала все кругом так, как если бы ночью вдруг наступил день. К знамениям также относили пожар в храме покровителя ацтеков Уицилопочтли, удар молнии без грома в храм бога огня, треххвостую комету и внезапное повышение уровня озера Тескоко, которое затопило часть Теночтитлана. А дальше пошли настоящие чудеса. По городу вдруг стала бродить богиня Сиуакоатль, причитая: «Дети мои, я покидаю вас». Монтесуме доставили птицу с зеркалом на голове, в котором он увидел три звезды, а потом - воинов на «косулях». После этого к владыке стали приводить двухголовых уродцев, которые тут же исчезали.

Другой собиратель пророчеств о конкисте, доминиканец Диего Дуран, консультировался у потомков правящего дома Тескоко, с которым у ацтекских «императоров» были непростые отношения. В его сочинении «История Индий Новой Испании» череда знамений начинается с пророчества Несауальпилли, тескокского царя. Он имел славу мудрого правителя и даже мага, однако к концу его царствования позиции Тескоко, когда-то равного партнера Теночтитлана, ослабели. Поэтому он, вероятно, не без скрытого злорадства поведал Монтесуме, что через несколько лет города империи будут разрушены, владыки и их сыновья убиты, а вассалы унижены и порабощены.

Потом к Монтесуме явился крестьянин и поведал ему странную историю. Однажды гигантский орел унес его в пещеру, где он обнаружил угощение, трубку с табаком и спящего человека в богатой одежде. Таинственный голос сообщил, что спящий господин - правитель Монтесума, который столь опьянен высокомерием, что не чувствует надвигающейся беды. Чтобы убедиться в «бесчувственности» повелителя, крестьянину было велено обжечь его трубкой, а после явиться к нему во дворец и рассказать обо всем. Разгневанный правитель велел посадить крестьянина в тюрьму и тут же почувствовал боль от ожога. Встревоженный знамениями царь велел сообщать ему о вещих снах, предрекающих всяческие беды, а после - сажал тех, кто их видел, в тюрьму и морил голодом до смерти.

«Свет с востока»

Всё величие ацтекской империи было сметено испанскими пушками

В XVII веке к легендам о знамениях добавились новые сюжеты, а старые расцветились яркими подробностями. К примеру, лаконичная заметка об ожившей женщине превратилась в историю загробных приключений сестры Монтесумы Папанцин.

Папанцин была похоронена в императорском саду. Наутро дочь царя вышла туда поиграть и обнаружила ожившую принцессу. Девочка рассказала о чуде своей матери, а та привела к ней правителя ацтеков. Папанцин поведала о том, что после смерти очутилась на берегу реки, где встретила крылатого молодого человека. Он сказал, что той еще рано переходить на другой берег, так как она должна кое-что увидеть и рассказать об этом соотечественникам.

Он повел женщину через долину, усыпанную черепами и костями, потом - мимо дома, который строили черные создания с рогами и копытами. С востока по реке плыли корабли, полные воинов в странных доспехах. Крылатый юноша сказал, что эти чужеземцы обратят ее народ в истинную веру; останки принадлежат тем, кто умер, не узнав этой веры, и потому навечно обречен на муки, а строящийся дом предназначен для тех, кто погибнет в грядущих боях с чужеземцами.

Спустя какое-то время некие колдуны развлекали правителя фокусами: отрезали себе руки и ноги, а потом приживляли их на место. Царь заподозрил, что это иллюзия, и велел сварить их руки в кипятке. Те заявили: жестокая шутка будет стоить Монтесуме власти. Чужеземцы отомстят за их увечье, да так, что вода в озере Тескоко превратится в кровь. Монтесума посмеялся над пророчеством, однако наутро увидел, что вода озера покраснела, и в ней плавают отрубленные части тел. А вскоре некий старый жрец, умирая, предсказал появление белых людей, которые избавят индейцев от ига вождей и обратят их в истинную веру.

Резонный вопрос: не являются ли эти колоритные истории плодом фантазии самих миссионеров - ведь завоевание ацтеков преподносится как предопределенное и благое дело? Но сведения о загадочном «свете с востока» можно найти и в документах, созданных в исконной индейской традиции: пиктографических кодексах, исторических анналах, а также в воспоминаниях конкистадоров.

То, что между 1508 и 1511 годами в Мексике действительно наблюдалось какое-то необычное астрономическое явление, подтверждается еще одним свидетельством.

В 1537 году состоялся судебный процесс над «колдуном» Мартином Оселотлем. Подсудимый признался, что 27 лет тому назад Монтесума посадил его в деревянную клетку, так как он предсказывал ему, что «в эту страну придут бородатые испанцы, поскольку так сказал ему некий сеньор... на основании определенных знамений».

Предчувствие беды

Сначала историки верили, что многие легенды о знамениях передают реальные события, а труднообъяснимые «чудеса» - результат массовой истерии. Источником паники служили слухи о «людях с востока», которые в то время подбирались к Мексике. Ацтеки, как считалось, были так напуганы, что не стали сопротивляться конкистадорам. Потом ученые решили, что «знамения» - фабрикация миссионеров, и нашли параллели почти всем сюжетам в работах античных и средневековых авторов.

Парадокс в том, что большинство легенд, очевидно, сочинили все же сами ацтеки, но уже после конкисты. В Теночтитлане не было никакой паники: там ничего не знали об испанцах - так считают в наше время большинство исследователей.

Легенды о знамениях неоднородны. В первой группе - ангелы, проповеди о преимуществах новой религии и другие христианские мотивы. Эти «знамения» содержатся в трудах миссионеров, и, скорее всего, они их и придумали.

Вторая группа - легенды о дурном правителе, разгневавшем своим высокомерием богов, известные нам из тескокских источников. Не исключено, что часть этих историй стали распространять еще при Несауальпилли и, возможно, по его приказу. Одним из тескокских агентов мог быть, к примеру, Мартин Оселотль - данные процесса над «колдуном» подтверждают, что легенда о борьбе Монтесумы со сновидцами основана на исторических фактах.

Третья группа - реальные природные явления, стихийные бедствия и катастрофы. Самый загадочный феномен - свечение, в котором современные ученые признают полярное сияние. Оно возможно на широте Мехико при сочетании местного ослабления магнитного поля Земли и резкого повышения солнечной активности. «Сияние» издавна предвещало заморозки и неурожай, что вскоре и произошло в стране ацтеков, укрепив позиции врагов Монтесумы. Позднее феномен стали считать знаком его скорой гибели.

Последняя группа - всяческие чудеса, которые, скорее всего, плод вымысла или результат воздействия наркотиков. Подобные сюжеты могли появиться как после, так и до конкисты - как реакция на слухи об испанцах. Ацтеки знали - на востоке что-то происходит. В океане видели огромные суда, на берег выбрасывало то сундуки со странными вещами, то лодки с заморскими странниками.

Катаклизмы, тревожные слухи, истории о «проклятом» правителе вызывали у ацтеков ощущение зыбкости мира. Они чувствовали - скоро случится беда. Так рождался миф о знамениях.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Дворцовые тайны     Следущая












Интересные сайты: