История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС




Натяжные потолки в красногорске по материалам http://www.natjazhnye-potolki-krasnogorsk.ru. | дешевая бижутерия в розницу в Москве





Крымский вояж

Путешествие из Петербурга в Крым российской императрицы Екатерины II, состоявшееся в 1787 году, стало мероприятием уникальным как по своей протяженности, так и по числу людей, принявших в нем участие. Причем это не был обычный вояж избалованной барыньки, отправившейся в путь в поисках новых впечатлений. Это было мероприятие государственной важности.

Впервые мысль о том, что императрице Екатерине II стоит предпринять путешествие в Крым, появилась еще в 1780 году. Но реальная подготовка к нему развернулась лишь 4 года спустя, когда началось активное освоение земель, отошедших от Турции к России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору. Причиной этой поездки было желание Екатерины ознакомиться с тем, что происходит в ее новых владениях. Ну и заодно убедить послов европейских государств, отправившихся вместе с ней в дальний вояж, что силы Российской империи вполне достаточны, чтобы защитить южные окраины державы.

Великолепный кортеж

б января (17 по новому стилю) 1787 года все участники путешествия тронулись в путь из Царского Села. Колонна, состоящая из саней и карет, поставленных на полозья, растянулась на версту.

Свита императрицы состояла примерно из 3 тысяч человек. В нее входили 32 высших сановника империи, послы Британии, Австрии и Франции, царская свита, наместники, губернаторы и управляющие земель, по которым продвигался кортеж, а также лакеи и прочая обслуга. Царский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Сама Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми. На все расходы, связанные с путешествием, казной была отпущена огромная по тем временам сумма - 15 миллионов рублей.

Не забыты были и меры предосторожности. Еще осенью 1786 года светлейший князь Григорий Потемкин отдал приказ полкам русской армии разместиться в некоторых местах вдоль предполагаемого маршрута путешествия. Этим приказом царский фаворит преследовал две цели: близость войск на случай непредвиденных действий врагов России, а также выполнение части подготовительных работ силами солдат.

Распорядок дня императрицы в пути был таким же, какого она придерживалась, проживая в Зимнем дворце. Екатерина вставала в б часов утра, занималась пару часов делами, завтракала. В 9 утра отправлялись в путь. С 12 до 15 обедали - в казенных зданиях или в помещичьих усадьбах. А в новоприобретенном крае на обед останавливались в специально построенных путевых дворцах. Затем до 19 часов ехали дальше. Вечерами Екатерина по обыкновению играла со спутниками в карты и лото, в 21 час уходила в свою комнату, писала письма или читала, в 23 часа ложилась спать.

На границе каждой губернии кортеж встречали и провожали до границы следующей губернии губернатор и местные чиновники. На станциях царский поезд ожидали от 500 до 600 свежих лошадей. 29 января приехали в Киев. Здесь к путешественникам присоединился австрийский император Иосиф II, путешествовавший инкогнито под именем графа Фалькенштейна.

На суше и на воде

Екатерина II в Крыму

В Киеве почти три месяца все ожидали, когда вскроется Днепр. 22 апреля флотилия, состоявшая из 50 великолепных галер, двинулась дальше.

В Кременчуге в конце апреля был устроен смотр войск, которыми командовал генерал-аншеф Александр Суворов. Обученные великим полководцем пехотинцы и кавалеристы продемонстрировали императрице и сопровождавшим ее иностранцам свое мастерство владения штыком, саблей и пикой.

В Екатеринославе путешественники присутствовали при закладке нового города и соборного храма. Первые камни в его основание положили царственные особы: русская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II. Позднее Иосиф II, обращаясь к принцу де Линю, сказал с иронией: «Я кончил в один день великое дело с императрицей России: она положила первый камень в основание города, а я - последний». Австрийский император оказался скверным пророком. Днепропетровск - так сегодня называется Екатеринослав - стал огромным городом, численность населения которого приближается к миллиону.

19 мая царский поезд въехал в Перекоп - «каменное четырехугольное укрепление и поселение, состоящее из нескольких домишек». Ворота крепости были украшены афоризмом, принадлежащим Потемкину: «Предпослала страх и принесла мир». Перед путешественниками лежал Крым.

«При выезде нашем мы увидели довольно значительный отряд татарских всадников, богато одетых и вооруженных: они выехали навстречу государыне, чтобы сопровождать ее на пути. Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пребывания в Крыму ее охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и недавно лишь покоренные ее власти. Этот неожиданный опыт доверчивости удался, как всякий отважный подвиг», - писал в своем донесении посол Франции Сегюр.

20 мая Екатерина торжественно въехала в Бахчисарай. На подъездах к бывшей столице Крымского ханства произошел случай, который едва не обернулся трагедией: на крутом спуске кони не могли удержать тяжелую карету, в которой ехала Екатерина. Но местные татары не растерялись и, буквально бросившись под копыта и колеса, спасли жизнь императрице.

Матросы и амазонки

Утром 22 мая путешественники отправились в Севастополь. В специально построенном павильоне, возвышавшемся на скале, был организован обед. И тут Потемкин, большой любитель спецэффектов, подготовил гостям сюрприз. По его команде занавес, скрывавший большой балкон, обращенный к Ахтиарской бухте, внезапно раздвинули. Никто из присутствующих не смог сдержать возгласа удивления. На рейде красовался флот: линейные корабли, фрегаты, транспорты... Приветствуя высоких гостей, корабли и береговые батареи открыли огонь. Гром пушек возвестил всему европейскому сообществу о том, что Россия пришла на берега Черного моря всерьез и надолго.

После обеда императрицу и ее свиту ожидала прогулка на шлюпках по севастопольским бухтам. Императрица, одетая в специально сшитый адмиральский мундир, но с юбкой вместо штанов, приветствовала гребцов: «Здравствуйте, друзья мои!» «Здравствуйте, матушка-царица наша!» - был дружный ответ. «Как далеко я ехала, чтобы только видеть вас», - сказала Екатерина и услышала ответ загребного Жарова: «От евдакой матушки-царицы чего не может статься!» Екатерина оценила соленую шутку, улыбнулась и обронила по-французски командующему флотом графу Войновичу: «Какие ораторы твои матросы!»

Вечером было устроено «сражение»: бомбардирский корабль «Страшный» обстрелял и поджег «фальшивый городок», специально обустроенный на Северной стороне бухты.

Екатерина посетила Балаклаву, где ее встретила рота «амазонок», составленная из жен и дочерей офицеров расквартированного здесь греческого батальона, - 100 наездниц в специально пошитой униформе: юбки малинового бархата, куртки зеленого бархата, белые тюрбаны. Командовала этим экзотическим воинством жена одного из офицеров, Елена Ивановна Сарандаки. Екатерина присвоила ей уникальное звание «капитан амазонок», а позднее прислала в подарок перстень с бриллиантом.

31 мая царский кортеж покинул Крым. 28 июня он въехал в Москву, а 11 июля императрица вернулась в Петербург. Путешествие продолжалось почти полгода, и за это время императрица и ее сопровождающие преодолели 5657 верст, в том числе 446 по воде.

Виктор СЕРГЕЕВ

Потемкинские деревни

Самый известный исторический миф, связанный с путешествием Екатерины в Крым, - это так называемые «потемкинские деревни». Якобы по приказу князя Потемкина были построены бутафорские деревни, которые должны были показать фальшивое процветание. Однако историки давно установили, что ни в одном из описаний самого путешествия нет упоминаний о чем-либо подобном. «Потемкинский обман» появляется лишь в сочинениях иностранных путешественников, посетивших Россию в 1790-х годах. И записаны эти рассказы были явно с чужих слов. Скорее всего, слухи о бутафорских деревнях, нарисованных на деревянных щитах, появились из-за украшений вдоль дороги, которые действительно устанавливались кое-где по пути следования царского поезда. Как правило, на деревянных щитах вдоль дорог изображались вымышленные постройки или фантастические виды, чтобы скрасить императрице однообразие пустынных пейзажей.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Дворцовые тайны     Следущая












Интересные сайты: