История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Владыка князей и королей

Время правления римского папы Иннокентия III считается вершиной церковно-политической и духовной власти папства. Этот ученый, теолог, юрист, дипломат использовал для укрепления своей власти все подручные средства: деньги, увещевания, щедрые посулы и политические интриги. История церкви однозначно считает этого человека самым выдающимся папой Средних веков...

B XII-XIII веках римские папы вели отчаянную борьбу со светской властью - правители, обладающие реальными полномочиями, не хотели подчиняться папам, будь они хоть трижды посланцами небес.

На фундаменте знания

Как правило, папами становились глубокие старики - кардиналы, избирающие себе владыку, боялись перемен. Пожилые люди правили недолго, их место занимал очередной старик, и все начиналось по новой.

Этот бег по кругу предстояло остановить Иннокентию III: когда его избрали на самый высокий пост в католической церкви, папе было лишь 37 лет.

Он родился в 1161 году в Гавиньяно и принадлежал к именитому роду графов Сеньи из Лациума. Юноша получил блестящее образование (юридическое - в Болонье, богословское - в Париже) и был возведен в кардиналы своим дядей Климентом III. Иннокентий III отличался трезвым, сдержанным характером, расчетливостью и осторожностью. Он умел, когда того требовали обстоятельства, уступать, чтобы затем снова перейти в наступление. Одним словом, был хорошим дипломатом и отличным психологом.

Многое в его убеждениях и действиях можно объяснить характером полученного им образования. Иннокентий III подкреплял свои притязания ссылками на юридические сборники, в которых сторонники папства собирали документы, говорившие в его пользу.

Это умение подкреплять свое суждение ссылками на источники проявилось почти сразу после того, как Климент III назначил его кардиналом-настоятелем церкви в Риме. Имея отличное образование и воспитание и размышляя о принципах нравственности, он к 1195 году написал морально-аскетический трактат «О ничтожестве человеческой судьбы и о презрении к миру».

Желая подчеркнуть значимость своей должности, Иннокентий III ввел новый титул папы - «викарий Иисуса Христа».

Духовное господство папа понимал как неограниченную материальную и духовную силу, толкуя полноту власти как право распоряжаться и светскими и духовными делами. За 18 лет его правления влияние папства на все стороны жизни христианского мира стало воистину безграничным.

Реформы во имя церкви

Римский папа Иннокентий III

Придя к власти, Иннокентий III первым делом реформировал папский двор. Действуя как умелый администратор, он создал работоспособную вертикаль, состоящую из куриальных советников, легатов и обширной судебной палаты. Они контролировали выполнение директив папы. Тем самым молодой папа обеспечил себе твердое положение в Риме, не боясь иногда прибегнуть к решительным мерам: так, городского префекта он заставил сложить полномочия, отправил в отставку нескольких сенаторов.

Новый папа требовал вассальной клятвы и от аристократической верхушки Папского государства, но куда большее внимание уделял финансовой мощи церкви. Источником доходов в период его власти стали крестоносные сборы и общая церковная десятина, которая собиралась регулярно.

Укрепив свою власть в Средней Италии, он постепенно вытеснил из страны немцев, правивших в то время многими итальянскими городами.

Потом папа обратил свой взор на ближайшее зарубежье. Там тоже было где развернуться. Первым делом он взял под опеку сицилийского короля Фридриха II, затем «подмял под себя» Швецию и Данию, которые стали вассальными владениями папы. Чуть раньше его власть признала Португалия, а короли более мелких государств - Болгарии, Сербии, Польши, Арагонии, - оценив властный потенциал папы, и сами захотели быть под покровительством Иннокентия III (вассальную зависимость от папы признала даже далекая Армения). Свою помощь папа предлагал одному из русских князей - Даниилу Галицкому, но тот ее не принял.

Постоянно вмешиваясь в каждое важное событие своей эпохи, папа в конечном итоге стал восприниматься как всемогущий арбитр. Он утверждал: «Во главе каждой отдельной страны стоят короли, но над каждой из них восседает на троне святой Петр и его наместник - папа, который, будучи сюзереном, жалует императорство».

Помимо укрепления личной власти, папа вел активную борьбу против еретиков. Это была одна из основных задач средневекового папства - ведь они угрожали единству церкви. Еще Третий Латеранский собор в 1179 году осудил альбигойскую ересь, но крайние меры против нее предпринял именно Иннокентий III.

Катары, или альбигойцы, на тот момент имели множество сторонников на юго-востоке Франции, в том числе среди графов Тулузы. Катары отвергали авторитет и учение католической церкви, и Иннокентий III начал с того, что осудил проповеди ересиархов. Он послал во Францию двух цистерцианских монахов с задачей восстановить папскую власть. Но альбигойцы их убили. И тогда папа перешел к делу - потребовал от короля Филиппа II Августа уничтожить альбигойцев. Король не мог ослушаться.

Против альбигойцев был организован поход. В результате цветущие города Лангедока полностью уничтожили. Еретики лишались имущества, изгонялись из городов, предавались казни.

Эти события впоследствии стали толчком для возникновения средневековой инквизиции.

Дети на алтарь

Чтобы пополнить церковную казну и еще раз заявить о своем могуществе, Иннокентий III стал организатором Четвертого крестового похода, который начался в 1202 году.

Папа созывал «воинство Христово» для защиты веры, но на этот раз целью похода провозглашался Египет, а не Иерусалим. Святой престол считал, что если падут Фатимиды - правители Египта, легче будет завоевать Палестину. С одной стороны, Иннокентий III стремился получить максимальную власть в средиземноморском регионе, ослабив арабских правителей. С другой, победа в крестовом походе под личным командованием папы римского должна была восстановить авторитет представителя Святого престола в Западной Европе.

Однако поход закончился совсем не так, как того ожидали организаторы. В результате сложной интриги, затеянной венецианцами, крестоносцы вместо похода в Иерусалим разграбили Константинополь и образовали Латинскую империю, которая просуществовала почти 60 лет.

Сам папа осуждал крестоносцев в том, что они не дошли до Святой земли и разграбили Константинополь, но весьма умело воспользовался результатами похода для латинизации Востока.

Таким же провальным был и Крестовый поход детей, который тоже состоялся в правление Иннокентия III, в 1212 году. Десятки тысяч детей отправились с религиозным энтузиазмом в Святую землю. Они шли почти без оружия, надеясь на помощь ангелов, но цели так и не достигли - часть участников погибла по дороге, часть утонула при попытке пересечь Средиземное море, а многие другие были проданы в рабство хитроумными работорговцами.

По одной из версий, этот поход и был спровоцирован торговцами, жаждавшими использовать детей для своего обогащения.

Последним крупным актом времен правления Иннокентия III был созыв Четвертого Латеранского собора в ноябре 1215 года. На соборе присутствовали 412 епископов и 800 аббатов или приоров. Собор принял 70 постановлений (канонов), сыгравших важную роль в укреплении власти церкви.

Чувствуя свою вину за неудавшийся крестовый поход, Иннокентий решил предпринять еще одну попытку освобождения Гроба Господня. Папа попытался учесть допущенные ошибки и организовать поход по всем правилам. Поэтому на соборе была выработана инструкция предстоящего похода: крестоносцы должны были двинуться в путь в мае 1217 года. На этот раз были определены пункты сбора отдельных отрядов, папа обещал лично благословить их. Но сделать этого не успел: объезжая Италию, он внезапно скончался в Перудже в июле 1216 года в возрасте 55 лет.

При всей противоречивости своего правления, Иннокентий III был одним из самых деятельных и прозорливых служителей римской церкви.

Его знаменитое высказывание: «Государство получает свое существование только от Церкви, подобно тому, как луна отражает солнечный свет» на долгие годы определило порядок европейской цивилизации, сосуществования духовной и светской власти и жизни рядовых христиан.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Дворцовые тайны     Следущая












Интересные сайты: