История — это картинная галерея, где мало оригиналов и много копий

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Земля необетованная

В 1903 году на VI Сионистском конгрессе произошел раскол сионистского движения. Вопрос, который внес разлад в сплоченные ряды сионистов, был таким: можно ли создать еврейское государство не в Палестине, а в Восточной Африке?

Сейчас для некоторой части народонаселения слово «сионист» обозначает вселенское зло и даже чуточку хуже. Изначальный смысл слова давно забылся. На самом деле все просто. В конце XIX века сионистами называли себя евреи, которые считали, что их народу надо возвращаться в Палестину, в Сион. И ничего больше. Никаких «мировых правительств».

Виды сионизма

В 1896 году австрийский юрист, журналист и драматург Теодор Герцль сформулировал идеи сионизма в книге «Еврейское государство». Через год он созвал Сионистский конгресс и основал Всемирную сионистскую организацию.

И все же сионизмы бывали разными. Был «практический сионизм». Покупай в Палестине землю и переселяйся. И переселялись. Без большого успеха. Слишком много проблем - непривычный климат, малярия, арабы. Не знаешь, что из этого хуже.

Был «духовный сионизм». Переселение - вопрос отдаленного будущего. А пока нужно создать в Палестине духовный центр. Крепить, так сказать, традиции и скреплять скрепы. То есть духом евреи будут в Земле обетованной, а телом - где придется.

А Герцль придумал «политический сионизм». Нужно не переселение одиночек, а создание еврейского государства под патронажем великих держав.

Казалось бы, хорошая идея. Но сначала европейские евреи по большей части поносили Герцля. Правоверные иудеи обвиняли его в ереси. Изгнание евреев - это наказание за грехи. Бог изгнал из Израиля, Бог и вернет. С помощью Мессии. А Герцль - никакой не Мессия, а всего лишь журналистишка. Он не может за Бога решать.

Да чего там говорить - даже жена Герцля плевалась от его идей. Но он был настойчив. Развил бурную деятельность. Главным образом на дипломатическом поприще. Он встретился с германским императором. Поговорили, обсудили, результатов - никаких. Тогда Герцль встретился с турецким султаном, от которого, собственно, и зависело дело, поскольку Палестина в то время находилась в составе Турции. Важная встреча, но опять же - безрезультатная. И тут Герцль повстречался с британским министром колоний Джозефом Чемберленом.

Чемберлен предложил создать еврейское государство в Восточной Африке. В Уганде. Неожиданное, надо сказать, предложение.

У англичан свой интерес. Они хотят заселить свою колонию - Восточную Африку - белым населением. А кроме того, под еврейское государство можно получить инвестиции от мирового еврейства. Ротшильдов, знаете ли, тоже никто не отменял.

Ночлежный приют

Переговоры проходили в 1903 году. Поначалу идея не понравилась Герцлю. Но Кишиневский погром, случившийся чуть раньше, потряс Герцля до глубины души. «Весь еврейский народ находится под впечатлением ужасных дней Кишинева», - пишет он.

В общем, Герцль думает: - Нас убивают и терзают, а с Палестиной пока ничего не получается. Надо соглашаться на Уганду.

Возникает «план Уганды». Герцль вникает во все детали. Работает вместе с английскими юристами из фирмы «Ллойд Джордж, Робертс и Ко». Фирму возглавляет не кто-нибудь, а депутат парламента и будущий премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж.

Английский МИД всерьез отнесся к «плану Уганды». Выразил готовность дать евреям территорию в Восточной Африке и назначить главой администрации еврейского чиновника. Британское правительство будет всего лишь осуществлять общий контроль над еврейской автономией.

Герцль вышел с этим предложением на очередной сионистский конгресс. Эти конгрессы тогда часто проходили. Как-то всегда находилось, что обсудить. Например, на IV Конгрессе киевский профессор Мандельштам сделал доклад «О физическом обновлении евреев». Решили заниматься спортом.

Но тут вопрос посерьезнее. Уганда вместо Палестины. Хотя Герцль уверял, что не вместо. Уганда, дескать, не отменяет Палестины: «Понятно, что и речи не может быть о том, будто у еврейского народа существует другая конечная цель, кроме Эрец-Исраэль». Уганда «обеспечивает улучшение положения еврейского народа без малейшего отказа от великих принципов».

Как выразился соратник Герцля сионист Нордау: мы, мол, обязаны найти для наших несчастных братьев «своего рода ночлежный приют, пока появится возможность перевести их на постоянную квартиру». Так и стали называть Уганду ночлежкой. Немного оскорбительно.

Униженные и оскорбленные

Но сионисты оскорбились не за Уганду. А за идею. Возникла оппозиция. Сионисты-оппозиционеры рассуждали так: - Все наши помыслы устремлены к земле предков, к Сиону. А вы нам какую-то вшивую Уганду предлагаете, пусть даже и временно. Какие же вы после этого сионисты?

«Нечто такое, что я всегда считал дорогим, святым и неприкосновенным, ныне унижено и оскорблено», - говорил сионист Членов, лидер оппозиции. Унижен и оскорблен был и выходец из Гродненской губернии Хаим Вейцман, который через много лет станет первым президентом Израиля.

Выяснилось удивительное обстоятельство. Герцля с его Угандой поддержали европейские сионисты. А российские сионисты об Уганде и слышать не хотели. (Под российскими мы, разумеется, подразумевает сионистов из Российской империи, включавшей и территорию нынешних Белоруссии, Украины и Молдавии.)

Вроде бы вся катавасия с Угандой затеяна именно для российских евреев. Это их громят, терзают и притесняют. Это их нужно немедленно спасать. Но российские сионисты привередничают. Не надо им никакого ночлежного приюта, подавай им сразу Землю обетованную.

Парадокс? Нет никакого парадокса. В Европе даже сионисты - бездуховные прагматики. Дескать, не получилось с Палестиной - согласны на Уганду. А в России даже сионисты пропитаны духовностью. Для них важно не практическое решение вопроса, а религиозно-нравственное. И Уганда их оскорбляет.

Делегаты от России, составлявшие большинство Конгресса, собрались на отдельное заседание. И выступили против Уганды. Даже против того, чтобы вообще обсуждать этот вопрос. Но единства не было. 146 российских делегатов против Уганды, 84 - за.

На пленарном заседании Конгресса также начались бурные дискуссии. Больше 30 выступлений «за» и «против». Вопрос поставили на поименное голосование. «Целых два часа продолжалась эта перекличка, - вспоминает сионист Членов. - Ведь в редком парламенте голосует такая масса делегатов, около 500! С напряженным вниманием следит весь зал, многие записывают и подсчитывают шансы».

295 делегатов за Уганду, 178 - против, 132 - воздержались. Решение принято (воздержавшихся вообще не считали).

Антиугандийцы во главе с сионистом Членовым ушли с заседания. «Куда и зачем? Я не знал в эту минуту, - признается сионист Членов. - Одно я чувствовал, что здесь, в этом зале, в эту минуту, сейчас оставаться невозможно, физически невозможно. Нам здесь теперь нечего делать».

Ушедшие собрались в казино. А Герцль узнал, что многие из них плакали. Так оно и было. Очень уж оскорбила российских сионистов эта Уганда. «Можно было подумать, что эти люди получили известие о новой резне или смерти своих родных и близких», - вспоминает один из участников Конгресса.

Прямо скажем, на редкость чувствительными были тогдашние сионисты. И Герцль пошел их уговаривать. А они его даже пускать к себе не хотели. А он, основатель и безусловный лидер движения, унижался. Кое-как договорились и довели Конгресс до конца. Но Герцль на выборах президента Всемирной сионистской организации получил три голоса «против». Впервые кто-то голосовал против него.

А в октябре 1903 года сионисты Членов и Усышкин провели в Харькове конференцию и создали группировку «Ционей Цион» («Сионисты Сиона»), а сионистская комиссия, которая поехала обследовать Уганду, признала ее непригодной для проживания. Да и Англия от идеи еврейского государства в Уганде отказалась. И на следующем, VII Сионистском конгрессе постановили, что еврейское государство может быть только в Палестине.

Но этот конгресс проходил уже без Герцля. Он был сердечник. И склоки вокруг Уганды свели его в могилу.. Не повезло Герцлю. И Уганде, в общем-то, не повезло. Она сегодня занимает 161-е место в мире по «индексу человеческого развития». В самом конце списка. А Израиль - в первой двадцатке.

Глеб СТАШКОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Дворцовые тайны     Следущая










Сообщество в G+