История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Панцирь Октавиана

О чем может рассказать древний панцирь? Какие у него могут быть такие уж особенные тайны? Если внимательно присмотреться к доспеху, например, статуи Октавиана Августа из Прима-Порта, изображение которой есть в любом учебнике по истории Древнего мира, можно увидеть не меньше тайн, чем в ином секретном шифре.

Скульптура римского императора Октавиана Августа высотой 2,04 метра была найдена 20 апреля 1863 года и в настоящее время хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное скульптурное изображение великого римского властителя, могущество которого как раз и подчеркивает богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем ради красоты. Ну а на самом деле это как раз и есть тот самый неозвученный посыл, который, ни слова не говоря, помогает воздействовать на публику как в мирное время, так и на войне!

Первый среди равных

Октавиан Август

Начнем с того, что Октавиан Август не любил титул императора, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом - то есть первым среди равных, как это было, принято в Римской республике. И он действительно был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом - то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя! И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал! Почему?

Оказывается, случилось все это только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, а также что он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил - то есть налицо была экономия народных денег, ввел налог на роскошь - опять же похвальная экономия, деньги от которой пошли на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников - совсем хорошо. Так чего же еще нужно было римским гражданам?! Вот только одно было плохо: при всех этих достоинствах умелого правителя Август ни лицом, ни фигурой на античного героя нисколько не походил. А был невысок ростом, прихрамывал, и вдобавок часто мерз, так что носил иногда по несколько туник сразу. Понятно, что если бы он был бы таким изображен в мраморе, то вряд ли бы произвел впечатление на своих сограждан. Однако в статуе из Прима-Порта он предстает перед нами в образе прекрасного полубога, и хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно являющийся ее частью панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником «тайной» информации!

А именно этот источник, как это сегодня выяснили ученые - специалисты в области коммуникаций, - является важнейшим каналом знаний и для человека, и... о человеке! Слова и текст - вещи, конечно, важные. Однако значительно больше информации дает нам такое общение! Жесты, мимика, положение рук при разговоре, манера смотреть человеку в глаза (или не смотреть!) - все это позволяет читать людей словно книгу, хотя они сами об этом даже и не подозревают. А уж насколько красноречивы, например, «подбор» безвкусных украшений на женщине, сжатые в замок пальцы рук у человека, сидящего перед телевизионной камерой, или же его прикосновения к крыльям носа либо мочке уха во время разговора... Разумеется, эту информацию нельзя возводить в абсолют. Известно, что Шерлок Холмс заподозрил одну женщину в преступлении только потому, что она в разговоре с ним демонстрировала тщательно скрываемую сильную эмоцию, касаясь своего носа. А на самом деле она просто забыла его попудрить, о чем Холмс просто не догадался, потому что не был женщиной!

Изображения не лгут!

Вот и чеканные изображения на панцире Октавиана Августа также были способны рассказать то, что ему хотелось, чтобы о нем узнали его сограждане. Но при этом рассказали бы ненавязчиво, а так - между прочим, то есть наиболее эффективным, с точки зрения коммуникативного воздействия, образом!

Так, например, верхнюю часть панциря украшало изображение бога Гелиоса, потому что тот знал все обо всех, и, следовательно, помещен он был здесь для того, чтобы чистота помыслов принцепса ни у кого не вызывала сомнения. Изображенные ниже богини Аврора и Селена должны были символизировать вечное процветание Рима, наступившее при Августе, а вот бог Марс, сопровождаемый волком (фигура в самом центре панциря), которому некий парфянин вручает римского орла, обозначала победу над Парфией - пусть даже она и была всего лишь дипломатической! Боковые части панциря были украшены аллегорическими изображениями Испании и Германии, которые символизировали победы римского оружия в этих провинциях, а фигура бога Аполлона, сидящего верхом на грифоне, намекала на божественность его происхождения. Мол, бог Аполлон вступил в связь с его матерью, когда она спала! Богиня Диана с ланью, изображенная на левом боку, символизировала связь Октавиана с римским демосом, покровительницей которого она считалась. Голосами демоса же Октавиан никогда не пренебрегал - устраивал для народа гладиаторские бои, раздавал беднякам хлеб. Поэтому всем и каждому было очевидно: богиня ему покровительствует. Ну а божество Теллус с рогом изобилия должно было символизировать благоденствие, которое возлюбленный богами принцепс принес всему римскому народу.

Дьявол в мелочах

Что интересно, Август в виде статуи изображен босиком, хотя понятно, что, будучи императором, он всегда ходил в обуви. Тут налицо следование греческой традиции изображать героя без сандалий, поскольку принцепсу было лестно считать себя вторым Александром Македонским, и именно так, в общем-то, в народе его и воспринимали. Кажется, вроде бы мелочь, но... существовала традиция изображать героев босыми, а идти против традиции - ну кто посмеет? Вот поэтому-то он и показан без обуви. И, кстати, статуи египетских фараонов тоже не обуты, а все почему? В то время существовала такая традиция. Причем суть ее заключалась в том, чтобы этим, так же как и своей одеждой - простым передником, одинаковым и у крестьян и у фараонов, подчеркнуть свою близость к простому народу.

Наконец, рядом с ним присутствуют дельфин и Амур - атрибуты богини Венеры. Почему именно Венеры? Да очень просто. Богиня Венера считалась покровительницей дома Юлиев, а раз так, то понятно, почему здесь без нее не обошлось, в то время как дельфин всего лишь напоминает, что она родилась из морской пены. Существует предположение, что в левой руке Августа первоначально было копье - еще один символ героя, но в эпоху Возрождения его поменяли на императорский скипетр, чтобы тем самым окончательно утвердить «величие» Октавиана Августа (сегодня скипетр отсутствует).

Конечно, людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому что знатоков древней истории среди тех, кто ее рассматривает, не так уж и много. Однако в то время римлянину было достаточно всего лишь бросить на нее беглый взгляд, чтобы убедиться: Октавиан Август - и в самом деле фигура божественная, а все, что он делает, - полезно для общества и хорошо для каждого из нас!

В наше время традиция скрытой информации в скульптуре была продолжена. Например, в городе Пензе есть памятник Владимиру Ильичу Ленину работы скульптора Вучетича, отлитый из бронзы и установленный в 1959 году в самом центре города перед зданием обкома КПСС. Понятно, что уж кто-то, а Вучетич - один из самых знаменитых скульпторов СССР, народный художник, пятикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии и вице-президент Академии художеств СССР - просто не мог не разбираться в анатомических особенностях фигуры Ленина. Но... ему заказали «вождя», вот он «вождя» и сделал: маленькая голова, богатырские плечи и рост (в нормальном масштабе под метр восемьдесят!). Причем правую руку он держит в кармане, что является одним из невербальных знаков скрытого доминирования над окружающими. Так что сегодня жители Пензы любуются на этот чистейшей воды апофеоз невербальных коммуникаций, но сделать ничего не могут, хотя реальный человек на этом монументе отсутствует. Впрочем, нет его и в скульптуре Октавиана.

Есть император - и есть панцирь, к которому прилажено все остальное.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Дворцовые тайны     Следущая












Интересные сайты: