Тайна смерти князя Боголюбского

Автор: Maks Ноя 9, 2018

Убийство русского князя Андрея Боголюбского в анналах российской истории представляет собой классическую иллюстрацию противостояния «доброго царя» и «злых бояр», недовольных усилением княжеской власти. Однако от очевидности причин убийства загадок меньше не становится.

До сих пор не известны все имена заговорщиков, участвовавших в убийстве князя Андрея Боголюбского. Под вопросом остаётся участие в убийстве князя его жены, но главная загадка — почему князь Андрей тем далёким летним вечером 1174 года остался в княжеском тереме Боголюбова совершенно один?

Умён и осторожен

В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» князь, которому было уже 63 года, предстаёт перед читателями как правитель мудрый и богобоязненный. Внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого, он продолжил укрепление княжеской власти, опираясь больше на верную дружину, чем на знатных бояр, чем и вызвал их недовольство.

Конфликт между князем и его убийцами был заложен ещё его отцом Юрием Долгоруким, который женил сына на Улите — дочери казнённого им за попытку отравления боярина Кучко. Летописи сравнивают Боголюбского с библейским царём Соломоном и повествуют о строительстве князем храмов и монастырей по всей Владимирской земле. Князь-де молился и днём и ночью, а по городу каждый день развозили «еду и питие» для нищих и больных. Не отказывал он в помощи, когда обращались к нему лично, бросаясь под ноги при встрече. Разумеется, автор летописи идеализировал князя, который имел право не только миловать, но и казнить, но и у историков князь сыскал уважение: его описывали как отважного человека, который ввязывался в бой, воспламеняясь отвагой, но так же быстро остывал, становясь осмотрительным политиком, и пытался найти мирное решение конфликта.

Точное время обострения конфликта между боярами и князем не знает никто. Известно, что за три года до убийства, во время похода Боголюбского на Волжскую Булгарию, бояре коварно не явились на место сбора под предлогом того, что «зимой на булгар ходить не принято». Андрею пришлось выступать в поход с князьями из Мурома и Рязани. Результаты похода неясны: одни историки называют его удачным, другие — нет.

Следующий поход Андрея — на Киев и Вышгород — окончился поражением. Возможно, это придало заговорщиками силы и уверенности.

По легенде, жена князя Улита не знала о казни отца, и якобы ей об этом поведал некий воевода Букал, которого княгиня якобы «случайно» встретила в лесу. Улита поделилась тайной с братьями, и это послужило толчком к заговору.

«Сегодня — брата, завтра — вас!»

Согласно летописям, намерение устранить князя оформилось после того, как верный слуга князя Яким Кучкович узнал о том, что князь собирается казнить его брата. С этой вестью он и примчался к заговорщикам, уверяя их: «Сегодня моего брата, а завтра — вас!», чем возбудил их ненависть и укрепил намерение. Летопись недаром сравнивает Якима с Иудой Искариотом. Очевидно, что намерение предать князя зрело у Якима ещё до известия о брате, и совсем недаром он примчался именно к заговорщикам, которых, очевидно, хорошо знал.

О том, что заговор назревал давно, свидетельствует и то, что в нём участвовал ещё один приближённый князя — ключник Анбал Есин «родом яс» — то есть инородец, в летописи названный «жидом».

Знал ли князь о заговоре? Возможно, знал. Возможно, приказ казнить брата Якима был связан с подозрением в измене. Ведь, согласно легендам об основании Москвы, покушение на князя было совершено на охоте. Быть может, неудавшаяся попытка покушения произошла накануне, и князь сумел вернуться в терем и решил казнить убийцу?

По странному стечению обстоятельств, «совет лукавый и пагубоубийственный» состоялся «на обедне» в пятницу, накануне православного праздника 12 апостолов 29 июня 6682 года.

В ночь на воскресенье 20 злодеев под руководством Петра Кучковича решились действовать.

Расправа в ночи

Убийство Андрея БоголюбскогоЕдва стемнело, заговорщики вооружились и пошли к князю, который ночевал в тереме один. Но стоило им вступить на лестницу, ведущую в покои, на них напал страх, и они были вынуждены спуститься в княжеские погреба и «упиться вином до бесчувствия, потеряв с трезвостью и совесть», после чего вернулись на лестницу.

Яким Кучкович, прикидываясь слугой князя Прокопием, постучал в дверь княжеской опочивальни, однако Боголюбский по голосу понял: «О, малый, да ты не Прокопий!», и хотел было взять меч святого князя Бориса, который висел в изголовье кровати. Но в изголовье оказались лишь ножны, сам меч накануне стащил ключник Анбал.

Князь оказался совершенно обезоружен перед пьяной толпой вчерашних приспешников. Они выломали дверь и в темноте стали рубить и колоть Андрея, с пьяных глаз изрубив одного из заговорщиков.

Князь упал. Решив, что с ним кончено, убийцы вытащили из спальни порубленного товарища и рассыпались по терему — грабить.

Но князь был ещё жив. Он сумел подняться на ноги и спуститься по лестнице вниз, под высокое крыльцо терема. Его в окне заметил один из преступников. Кинулись искать, трясясь от ужаса, что он жив и что все они погибли, зажгли свечи. Боголюбского нашли по кровавому следу. Он «яко агнец» сидел и молился. Убийцы прикончили его, а Пётр Кучкович отрубил князю правую руку.

Уже через час первые возы с награбленным добром отвалили от терема. Чёрное дело было сделано.

Народ безмолвствовал

Народ как принято в таких случаях на Руси, безмолвствовал. Разграбив казну Андрея, бояре приступили к разграблению его владений в Боголюбове, а затем — во Владимире. Опустошению княжеских палат способствовали и местные жители, которые тут же забыли благодеяния князя. Досталось даже строителям, которых пригласил князь, — их тоже обобрали.

С телом князя хотели поступить по-скотски — скормить собакам. Не дал так поступить верный человек Андрея — Кузьма Киянин. Он упросил Анбала выдать ему ковёр, чтобы положить на него князя, и плащ, чтобы его завернуть, но так и не смог упросить пьяных убийц открыть храм Богородицы, чтобы положить туда тело. Кузьме пришлось оставить его в притворе, где тело пролежало два дня, пока в Боголюбово не прибыл козьмо-демьянский игумен Арсений и не повелел положить князя в гроб и отпеть. Что и было сделано.

Грабежи во Владимире прекратились после того, как по улицам стал ходить один из православных иерархов в ризах и с иконой Богоматери.

На шестой день останки князя понесли во Владимир. И тут в народе приключилось странное: те, кто вчера грабил княжеские дома, набивая карманы, сегодня, охваченные раскаянием, пошли вслед за гробом «с плачем великим».

Боголюбского погребли в Успенском соборе, но и после смерти мощи князя, прославленного в чине благоверного, покой нашли не сразу.

В годы СССР их то и дело выставляли напоказ в музеях, и только в 1986 году вернули на место упокоения Боголюбского и положили в раку в Андреевском приделе собора.

Кому — память, кому — мука

Все 20 заговорщиков были казнены братом Андрея Михалко Юрьевичем. Награбленное золото их не спасло. Михалко выбрал для супостатов жестокую казнь: их заточили в берестяные короба и пустили по реке, в которой они и утонули.

В 2015 году в Спасо-Преображенском соборе города Переславля-Залесского был найден выбитый на стене список имён заговорщиков, среди которых эпиграфисты разобрали имена Петра, Анбала, Якима, а также Петрко, Стыряти и Ивка. Надпись гласила: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы, овому вечная память, а сим — вечная мука».

До сих пор не ясна в убийстве князя роль его жены, Улиты. По одним преданиям, она участвовала в расправе и забрала «на память» правую руку мужа. По другим, он был женат во второй раз на пленённой булгарке, которая действительно присутствовала при его смерти. Согласно легендам, её утопили в озере неподалёку, а озеро это прозвали Поганым.

Догадок, почему Боголюбский в день смерти был один, много. По одной версии, его слуг в этот вечер отравили, по другой — челяди было немного, и нападавшие их порубили спящими.

Есть и ещё одна версия, по которой князь, тяготясь грехами, сам хотел умереть, предчувствуя старость и желая мученической кончиной искупить земные прегрешения.

Но так это или нет, мы уже никогда не узнаем.

Майя НОВИК

, , , , , , ,   Рубрика: Заговоры и мятежи



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,565 сек. Потребление памяти:34.28 mb