Царица дорог

Автор: Maks Янв 24, 2018

Древние римляне внесли огромный вклад не только в водоснабжение (о чем напоминают сохранившиеся акведуки в Испании, Франции и других странах), но и в создание дорожной сети Европы. Самая главная дорога того периода носила название Аппиевой — по имени основного устроителя этого тракта…

Издавна говорят: «Все дороги ведут в Рим». Знаменитую Аппиеву дорогу (Via Appia) римляне называли «царицей дорог». К ее строительству приступили в 312 году до нашей эры при цензоре (выборном чиновнике) Аппии Клавдии Цеке (Слепом), с чьим именем также связана прокладка самого древнего римского водопровода. Аппиева дорога, начинавшаяся от Капенских ворот Вечного города, огибала с юга Альбанские горы, затем пересекала Понтийские болота.

На ширину двух конных повозок

Став первой вымощенной камнем дорогой в Древнем Риме, Аппиева дорога шла далее на юг до Капуи (200 километров), позже была продолжена до Неаполя, Беневенто и Тарента (Таранто), а в 244 году до нашей эры — до Брундизия (современный Бриндизи), на юго-востоке Апеннинского полуострова, на побережье Адриатики. Из порта античного Брундизия можно было морем добраться до Греции, Малой Азии, Ближнего Востока, Египта.

Ширина Аппиевой дороги (около 4 метров) позволяла разъехаться двум конным повозкам. По обеим ее сторонам имелись канавы для водостоков и слегка приподнятая над дорожным полотном вымостка (нечто вроде современных тротуаров).

На рубеже III-II веков до нашей эры строители усовершенствовали Аппиеву дорогу, создав трехслойную конструкцию толщиной 90 см: нижний слой бетона с мелким щебнем на хорошо утрамбованной земле; второй слой бетона с гравием, в который впустили гладкие плиты из базальта и туфа (сегодня почти на всем протяжении они залиты сверху асфальтом, под которым сохранились следы античных колесниц).

Мощением дорог в Древнем Риме занимались под надзором надсмотрщиков рабы и осужденные на 10 лет преступники.

Со времен Юлия Цезаря проезд частных колесниц и повозок в дневное время по Риму был запрещен (так боролись с тогдашними пробками на улицах), посему тем, кто приезжал в Вечный город по Аппиевой и другим дорогам, приходилось оставлять свой транспорт на стоянках у городских стен. Преемник Цезаря, Божественный Август, установив государственный надзор за дорогами, учредил должность «дорожных попечителей» (curatores viarum), на которую император назначал сам. Попечители следили за состоянием дорог, руководили ремонтными работами, выдавали разрешения на строительство на прилегавшей к дорогам земле и приказывали сносить строения, возведенные в этой полосе без подобного дозволения. Куратором большой дороги мог стать сенатор не ниже преторского ранга. Во времена Траяна должность куратора Аппиевой дороги занимал Бебий Макр, о котором, хваля его за честность, упоминает поэт Марциал. Начиная от «золотой меты» (miliarium areum) — позолоченного бронзового столба, поставленного Августом на форуме Рима, — через каждую милю (римская миля равнялась 1478 метрам) на дорогах устанавливали бронзовые либо каменные милевые столбы (милиарии). Сохранились такие путевые столбы и с Аппиевой дороги времен Римской империи, один из них был поставлен при императоре Нерве (96-98 годы), успевшем за свое недолгое правление проявить заботу о благоустройстве дорожной сети империи. За целый день пути преодолевали не более 35 миль, после чего путешественникам приходилось останавливаться на ночевку. Летом путники вставали спозаранку, стремясь пройти как можно больше расстояния до наступления полуденного зноя.

Камешек для расчета

Состоятельные люди перемещались обычно на двухколесных и четырехколесных повозках (с балдахином и занавесками), запряженных одной или несколькими лошадьми (либо мулами), а также на носилках (паланкинах), которые несли от 2 до 8 рабов. Деревянные крытые повозки украшались бронзовыми фигурками животных, втулки колесных осей — человеческими масками, которые можно увидеть, в частности, в экспозиции Археологического музея Стамбула.

По пути богатые римляне останавливались на отдых в своих виллах и домах друзей, а простолюдинам приходилось довольствоваться менее комфортными постоялыми дворами. И тем и другим приходилось опасаться разбойников.

Августу принадлежит заслуга создания государственной почты (cursus publicus, или vehiculatio). Вдоль больших путей, в том числе Аппиевой дороги, появились почтовые станции (mansiones), где меняли мулов, которых должны были поставлять близлежащие города. Подорожные (diploma) в виде диптиха (двух навощенных дощечек с текстом, сложенных вместе) выдавались от имени императора только императорским чиновникам, послам, военным, выполнявшим специальные поручения. Подорожная удостоверялась императорской печатью. Услугами почтовой службы не могли пользоваться частные лица, представители муниципальных властей и даже цари, зависимые от Рима. Но любой человек мог нанять частную повозку (своеобразную предшественницу современных таксомоторов), имевшую счетчик пройденной дистанции в виде двух ящичков. За каждые 5 тысяч шагов из одного ящичка в другой перемещался камешек, и в конце пути вознице и пассажиру оставалось лишь их пересчитать и произвести расчет.

Там, где ходил Христос

Аппиева дорогаПо преданию, именно на Аппиевой дороге, недалеко от города, перед апостолом Петром, бежавшим ночью из Рима от преследований императора Нерона, явился Христос. «Куда ты идешь, Господь?» — спросил у него ученик. И услышал: «Я иду в Рим, чтобы быть во второй раз распятым». Пораженный ответом Спасителя, апостол Петр вернулся обратно в Вечный город, где и был сам распят.

А ступни Христа отпечатались на полотне Аппиевой дороги. Позднее на этом месте, именуемом в переводе на церковно-славянский язык «Камо грядеши», соорудили маленький храм-часовню Домине-Кво-Вадис (Domine, quo vadis).

У старой Аппиевой дороги находятся круглый мавзолей республиканской эпохи, построенный для патрицианки Цецелии Метеллы, знаменитые катакомбы Сан-Каллисто и Сан-Себастьяно, в которых с первых веков нашей эры стали хоронить римских епископов и мучеников. Помещения для захоронения и переходы в катакомбах Сан-Каллисто (они названы по имени одного из римских пап), нижний ярус галерей которых находится на глубине 25 метров, вырублены в вулканическом туфе.

В них могли быть захоронены до 5 тысяч человек. Ряд помещений украшен фресками. В катакомбах Сан-Себастьяно, над которыми воздвигнута одноименная церковь (кстати, один из семи главных храмов Рима, который непременно посещали средневековые паломники), покоятся останки святого Себастьяна, мученически погибшего при императоре Диоклетиане. Туда же верующие перенесли камень с отпечатками ступней Спасителя на Аппиевой дороге. У входа в эти катакомбы раскопана трапезная («триклиний»), где христиане, участвовавшие в погребальных процессиях, подкрепляли свои силы. На стенах трапезной изображены сцены поклонения святому Петру и святому Павлу, чьи останки, по преданию, погребены в местных катакомбах.

Неподалеку император Максенций в 312 году возвел цирк, на третьей миле Аппиевой дороги (рядом с ее пересечением с Ардеатинской дорогой), около понижения местности (ad catacumbas). Это название, происходящее от греческих слов «около углубления», затем распространилось на все христианские подземные некрополи. Сохранившийся до нашего времени Цирк Максенция с сильно вытянутой ареной длиной 482 метра и шириной 79 метров являлся ипподромом и предназначался для конных состязаний. Их могли посещать до 15 тысяч зрителей. Тут же стоял мавзолей, построенный в память о сыне Максенция — Валерии Ромуле. Чуть дальше, за четвертым милевым столбом Аппиевой дороги, можно увидеть могилу римского философа-стоика Сенеки, приговоренного к «добровольному» самоубийству по обвинению в заговоре против жестокого и сумасбродного императора Нерона.

Знаменитый византийский историк VI века Прокопий Кесарийский называл Аппиеву дорогу одним из чудес света.

Валерий СЛУЦКИЙ

,   Рубрика: Невероятные артефакты




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:69. Время генерации:0,631 сек. Потребление памяти:31.72 mb