Ученики апостола Фомы

Автор: Maks Мар 2, 2018

По преданию, после смерти и воскресения Иисуса Христа апостолы отправились проповедовать слово Божье в отдаленные земли. Кто на запад, кто на север, кто на юг, а кто на восток. В целом проповедовать на востоке от Иудеи было проще: менталитет восточных народов мало чем отличался. Первой землей, где христиане стали называть себя христианами, была Сирия. В ней новая религия расцвела пышным цветом. И именно из Сирии, а не из Иерусалима, миссионеры двинулись дальше — в Персию, Среднюю Азию, Индию и даже Китай.

В индийском штате Керала, название которого переводится как «земля кокосовых пальм», живут индийцы, считающие себя насранями, то есть пришедшими в далекие времена из родного города Иисуса Христа — Назарета (на иврите Ноцрим). Они считают себя христианами, которых крестил апостол Фома. При этом среди них есть католики, протестанты, англикане и православные. Православные иерархи Маланкарскую (Малабарскую) православную церковь не признают.

Легендарная миссия

Индийское христианство чувствовало себя весьма комфортно даже в те времена, когда Рим еще был языческим. Местные правители его не притесняли. Первым апостолом, принесшим новую веру в Индию, был Фома. Тот самый Фома, который в Евангелии назван Фомой неверующим. Это он, желая убедиться, что Иисус на самом деле воскрес, вложил персты в его раны.

В 52 году Фома начал проповедовать в Индии, на Малабарском берегу, то есть в современном штате Керала.

Преподобный Ефрем Сирин в IV веке писал о деяниях апостола так: «То была земля темных людей, к которыми он был ниспослан, чтобы крещением их одеть в белые одежды. Он принес рассвет в мучительную тьму, нависшую над Индией».

В короткое время по всей Керале стали возводиться христианские церкви. Однако не все «темные люди» жаждали молиться новому богу. И, в конце концов, апостол Фома кончил так же, как многие миссионеры, — его убили. По одной версии, индийские христиане похоронили его в Мелипуре, по другой — перевезли останки в малоазийскую Эдессу, где сегодня туристам показывают могилу апостола.

Миссионерская деятельность апостола Фомы в Индии ничем не подтверждена. Даже мелипурская гробница, в которой, по уверениям верующих, покоятся кости святого, построена португальцами в XVI веке. А потом еще и перестроена три века спустя.

Зато достоверно известно, что к обращению индусов в христианство приложил руку другой Фома — Фома Канский, которого в Индии называют Кнай Томман. Дата высадки этого сирийского купца, отправленного для насаждения христианства антиохийской церковью, не вполне ясна. По одним данным, это произошло в 345 году, по другим — ближе к IX веку. Непонятно также, откуда явился в Индию этот купец — из Каны Галилейской, из земли Ханаанской, или же он просто был сирийцем (в малаямском языке, на котором говорят местные жители, сирийцев называли «кьянил»).

Некоторые исследователи думают, что Фома Канский прибыл в Кералу, где уже существовала христианская община, дабы сообразовать обряды, существующие в среде индийских христиан, с восточно-сирийскими традициями.

Жертвы расколов

Место мученической смерти святого Фомы Сами малабарцы считали себя принадлежащими к сирийской восточной церкви. Их община не признавала Вселенские соборы, последовавшие за четвертым, где разгорелась дискуссия о двойственной природе Христа, которая привела к церковному расколу. Решения Халкидонского собора в Керале не приняли. И как монофизитов, сирийских христиан предали анафеме.

Тем не менее та сирийская церковь, от которой индийская община отпочковалась, считалась православной. И далее существовала рядом с константинопольским патриархатом, но Константинополю не подчинялась. Община в Керале подчинялась антиохийскому руководству. Затем попала под влияние восточно-сирийского патриархата Селевкии-Ктесифона, который поссорился с Антиохией из-за того, что признавал несторианскую ересь.

Под влиянием католикоса Востока малабарцы тоже частично признали несторианские догмы и получили собственного митрополита-индуса. При этом они всегда держались особняком и на все требования подчиниться церковному руководству отвечали: мы, мол, христиане апостола Фомы. Они считали, что как прямые последователи апостола, они принадлежат к единой христианской церкви и этого вполне достаточно. Они ошибались. Церковь давно была не единой.

До конца XV века врагов у них не было. Но в 1489 году Васко да Гама открыл для португальцев Индию, а в 1599 году в Диампере состоялся церковный собор, где малабарцев признали еретиками, подлежащими католизации. Было решено обращать их в католицизм насильно.

Делалось это с военной грубостью и прямотой. Верующих заново перекрещивали, а множество священных книг, переписанных местными писцами на пальмовые листья, попросту бросали в костер. От той поры малабарского христианства не осталось ни единого листочка! Более того, португальцы решили, что пора ввести в Индии инквизицию…

В 1653 году меньшинство малабарских христиан признали унию с католической церковью, большинство — отказались. Так возник первый раскол: на Малабарскую католическую церковь и Маланкарскую православную церковь, которая в 1665 году присоединилась к северной Сирояковитской церкви.

В XIX веке хозяевами Индии стали англичане. Они попробовали ввести среди местного населения англиканство. В отличие от португальцев, англичане действовали умнее и осторожнее. Они стали вести пропаганду «истинной веры» изнутри. Но переманили к себе не слишком много христиан апостола Фомы. Церковь, которую они все же смогли создать, стала называться Мартомитской.

Между папой и патриархом

Малабарским православным христианам не слишком нравилось, что им приходится подчиняться чужому католикосу. Они жаждали автокефалии и много раз вели переговоры с Сирийским патриархатом. Но смогли получить собственного католикоса только перед Первой мировой войной. Да и то от преданного анафеме патриарха.

Разумеется, такая автокефалия патриархатом не признавалась, и часть христиан в 1930 году подписала еще одну унию с католической церковью, что посеяло в церкви настоящую вражду. Только в 1958 году, да и то по судебному решению, автокефалия Маланкарской церкви была подтверждена. Это сирийских патриархов не остановило: они продолжали бороться с малабарцами.

В 1996 году состоялся еще один суд. Он вынес такое решение: в Индии существует две фракции одной православной церкви, Маланкарская церковь автокефальна, но обязана прислушиваться к патриархату.

Впрочем, сирийскому патриархату не нравится не только автокефальность. Даже среди восточных православных церквей Маланкарская занимает особое место. В ней удивительным образом соединяется христианство восточного образца с исламским и индуистским влиянием.

В маланкарских церквях нет собственных икон. Только те, что им дарят другие православные церкви. У них нет фресок со святыми, а стены большей частью расписаны растительным орнаментом и павлинами.

И самое пикантное: в этих церквях строго соблюдают кастовое устройство индийского общества. Представители низших каст молятся отдельно и отдельно принимают евхаристию и пищу.

Николай КОТОМКИН

,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,935 сек. Потребление памяти:32.35 mb