Укротительница «стального коня»

Автор: Maks Мар 7, 2017

Казалось бы, не самое великое дело — водить паровоз. Но Елене Чухнюк, одной из первых женщин-машинистов в истории, пришлось немало потрудиться, чтобы заслужить это право. А в годы Великой Отечественной войны мирная профессия железнодорожника требовала уже настоящего героизма. Все эти испытания она прошла с честью.

В украинском селе с незамысловатым названием Дьяковка, что неподалеку от Винницы, в 1917 году в семье простого хлебороба Мирона Чухнюка родилась девочка. Нарекли ее Еленой. В Дьяковке она окончила начальную четырехлетнюю школу, затем семилетку в соседнем селе. Ну а потом пришло время выбирать — кем быть.

Назло насмешкам

 

Время было сложное, но открывающее новые возможности. Женщины осваивали небо, оседлали «железного коня» — трактор. Однажды девушка увидела объявление, приглашающее на курсы помощников машиниста паровоза. И вспомнилась ей поездка в большой город Винницу. Тогда пришлось задержаться на местном железнодорожном вокзале. Ей навсегда врезались в память стучащие колесами составы, паровозные гудки, лязг сцеплений, белый пар. И среди всего этого самый главный человек — тот, кто сидит в паровозной будке. Тогда Елена Чухнюк и решила поступить на курсы машинистов.

Родители дали добро, и девушка с нехитрыми пожитками отправилась на учебу. Она на отлично окончила курсы при Гомельском локомотивном депо и получила заветный документ. Но оставалось одно «но». Женщина на паровозе все еще считалась нонсенсом. А уж молодая девушка — и подавно. Старые, убеленные сединами машинисты открыто
смеялись. Уж они-то знали, насколько тяжелая работа у помощника машиниста. На своей шкуре испытали. Как может с ней справиться какая-то девчонка-пигалица?! Но Елена отступать не собиралась.

Начинала Елена Чухнюк свою карьеру на маневровом паровозе. Уставала ужасно. После рабочего дня оставалась только одна мысль: «Скорее бы помыться и спать, спать…» А опытные машинисты посмеивались: «Маневровый — это еще что! Ты на пассажирском попробуй, милая!»

Вскоре она пересела на пассажирский локомотив и доказала, что это ей по плечу. Тогда Елену Мироновну отправили на очередные курсы. На этот раз — машинистов. Отучилась, но машинистом не стала. Вновь долго работала помощником. Но вскоре наступил ее звездный час — ей доверили самостоятельно вести поезд. Конечно, сначала было страшновато, но потом она поняла, что справляется.
Так и стала Чухнюк водить тяжелые грузовые составы — уже как машинист.

 

Дороги войны

 

Елена Чухнюк22 июня 1941 года Елена Чухнюк привела свой состав в Чернигов. Зашла в дежурку, а там народа полным-полно. У всех серьезные и взволнованные лица. От них она и узнала о нападении Германии. А вскоре в небе над станцией появились самолеты с черными крестами.

Враг продвигался быстро. Состав, который вела Чухнюк, должен был прибыть в Гомель, но ее туда не пустили. Гитлеровцы уже захватили город и станцию, так что ей приказали двигаться дальше на восток, в Елец. Добирались туда очень и очень медленно. Фашистские стервятники неоднократно бомбили беззащитный состав. Но удалось благополучно прибыть на место. Там всех распределили по новым бригадам.

Бригаду Елены Чухнюк расформировывать не стали и оставили в Ельце. Но здесь она задержалась недолго. Их отправили с заданием доставить паровозы в Среднюю Азию. И вовремя. Враг вскоре ворвался в Елец. Правда, хозяйничал он здесь недолго. 9 декабря

1941 года фашистские вояки с позором бежали из города. Но станцию враг не оставлял в покое. Десятки немецких самолетов подвергали ее бомбардировкам ежедневно.

Пришло лето 1942 года. Враг вышел на подступы к Сталинграду. Железнодорожники не знали отдыха. Была сформирована паровозная колонна №4 Особого резерва. Сюда вошла и бригада Чухнюк. Всего 30 паровозов, и у каждого две бригады. Да еще так называемая «вертушка» — своего рода маленький домик на колесах. Здесь они отдыхали, питались, работали. Сменяя друг друга, железнодорожники вели тяжелые составы с живой силой и техникой прямо к линии фронта.

Елена Мироновна была бригадиром паровоза «Эм 723-88». К тому времени старшему машинисту Чухнюк исполнилось только 25 лет. Ответственность на ее плечах лежала страшная. Как-никак в подчинении целые две бригады!

 

Обмануть «юнкерс»

 

Навсегда в ее памяти остался жаркий августовский день

1942 года. Прибыли на небольшую станцию Петров Вал. Станция оказалась забита составами до отказа. Фашисты разбомбили путь, и его ремонтировали, так что пришлось ждать.

Вскоре послышался прерывистый гул моторов — немцы снова летели бомбить. В составе Чухнюк было 38 вагонов. И в них находилась сама смерть — авиационные бомбы. Трудно себе представить, какие могли быть последствия, если бы все это взорвалось в гуще грузовых и санитарных поездов. Елена решила увести состав. Набирая скорость, поезд двинулся к горловине станции. Гитлеровцы заметили это, и три «юнкерса» полетели следом, чуя легкую добычу.

Первый самолет ринулся в пике, но Чухнюк сумела притормозить. Впереди поднялись разрывы. Немцы зашли на атаку еще раз. Но так ничего и не добившись, улетели несолоно хлебавши. Елене потом еще не раз приходилось попадать под такие бомбежки. Выручали опыт, сноровка, расчет.

В другой раз на той же станции Петров Вал стоящие поезда снова угодили под бомбежку. Немцам удалось поджечь один из составов. К разрывам немецких бомб добавился треск рвущихся патронов. Отбомбившись, враг улетел. Тогда и выяснилось, что «вертушка» бригады Чухнюк полностью сгорела. А там продукты, инструменты, личные вещи… Решили ночевать в степи.

Елена облюбовала небольшой окопчик и прикорнула в нем до утра. А утром, проснувшись, увидела, что примостилась рядом с неразорвавшей-ся авиационной бомбой! Она в этот день даже уверовала в свое счастье, но не тут-то было. Откуда-то прилетел единственный немецкий самолет. И сбросил несколько бомб. В результате Елена Мироновна была ранена осколком в ногу. С паровоза она так и не ушла. Развороченные взрывом бока тендера (вагона с топливом и водой) члены бригады выправили при помощи кувалды, залатали, чем могли, — и в путь.

 

Заслуженная награда

 

Их колонну вскоре отвели в тыл. Поступил приказ о подготовке машин к зиме. Оказалось, что их перебрасывают за Северный полярный круг. Надо было возить воркутин-ский уголь. Здесь не было ни авианалетов, ни бомбежек, ни
стонов раненых, ни исковерканных рельсов. Но страшные морозы прихватывали смазку, и состав переставал слушаться машиниста. А в придачу -страшная пурга, от которой было тяжело укрыться даже в паровозной будке.

Тогда и родилось местное «стахановское движение». Вместо привычных трех суток на переход от станции Кожва до станции Княжпогост бригада Чухнюк затратила всего лишь… 13 часов. Опытные старые машинисты старались не уступать какой-то «девчонке», и вскоре грузоподъемность возросла в несколько раз.

Затем бригаду Елены Мироновны вернули в Елец. Прошли те времена, когда фашисты господствовали в воздухе. Тяжелые составы теперь шли к линии фронта в сопровождении краснозвездных истребителей. А на многих платформах были установлены зенитные орудия.

И все же приходилось нелегко. Однажды по пути к линии фронта бригаде семь раз пришлось выдержать налеты фашистов. А груз был очень важным — надо было срочно доставить танки Т-34. И доставили. Прямо на разъезде, в нескольких километрах от поля сражения, в чистом поле по приставленным к платформам аппарелям, быстро сгрузили боевые машины. И вскоре те уже двинулись в бой.

Несколько раз Елену обещали представить к награде. Красная армия тем временем двигалась все дальше на запад. Наконец настал день, когда начальник колонны сообщил Елене Чухнюк, что ей присвоено звание Героя Социалистического Труда. Она стала одной из трех женщин-железнодорожниц, которым впервые присвоили это высокое звание.

После войны Елена Мироновна окончила институт и долгое время работала в локомотивном главке Министерства путей сообщения. Затем вышла на пенсию, принимала участие в работе Центрального совета ветеранов железнодорожного транспорта.

А 9 мая 1999 года ей доверили вести на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, спецпоезд с ветеранами Великой Отечественной войны. В тот день она волновалась так же, как в свои неполные 23 года, когда впервые сама вела огромный состав. На этот раз ей было уже 82 года. Состав с победителями прибыл к месту назначения точно в срок. Скончалась Елена Мироновна 10 мая 2014 года в возрасте 97 лет.

Виктор ЕЛИСЕЕВ

  Рубрика: Женщина в истории


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
29 − 21 =


SQL запросов:50. Время генерации:0,619 сек. Потребление памяти:29.78 mb