Умолкший соловей

Автор: Maks Дек 27, 2017

Тайна смерти великого русского поэта Сергея Александровича Есенина привлекает не меньше внимания, чем его творчество. Что же всё-таки это было? Самоубийство или насильственная смерть? Со временем, при рассекречивании архивов, получают доказательства всё новые версии его гибели.

28 декабря 1925 года в гостиничном номере ленинградской гостиницы «Англетер» было найдено тело поэта Сергея Есенина. Официальной версией смерти было объявлено самоубийство. Это привело Есенина к забвению. Ведь в 1926 году, подражая поэту, покончил с собой ещё один литератор — Андрей Соболь. Тогда власть, в лице Николая Ивановича Бухарина, опасаясь волны подобных самоубийств, дала резко отрицательную оценку творчеству Есенина.

В погоне за сенсацией

Версия об убийстве «русского соловья» стала широко пропагандироваться в 1990-е годы, после публикаций полковника МВД Эдуарда Хлысталова, известного автора беллетристики и пьес. Но, возможно, сам Хлысталов создал миф об убийстве с целью героизации Есенина.


На положительном примере трагически погибшего поэта можно было воспитывать патриотизм, чем полковник занимался, работая в МВД. В то же время он сводил личные счёты, обвиняя советскую власть в убийстве и очерняя её: у полковника родственники и отец были репрессированы.

Довольно скоро возникло огромное количество версий убийства Есенина. В том числе и что к убийству был причастен Лев Троцкий. Подобные версии охотно используются писателями и кинематографистами. Но необходимо подчеркнуть, что это художественные, а не документальные произведения. В них, как правило, имеется масса исторических неточностей и фактических ошибок.

Встречаются и поистине сенсационные предположения. Например, филолог Наталья Солнцева в книге «Странный эрос. Интимные мотивы поэзии Николая Клюева» намекает, что поэт Николай Клюев питал к Есенину не только дружеские чувства… И убил его, ревнуя к Анатолию Мариенгофу.

Во всем этом шуме вокруг смерти Есенина положительно то, что ореол таинственности привлекает внимание к его творчеству. Кто-либо из молодёжи, посмотрев сериал с Сергеем Безруковым в главной роли, возможно, откроет томик стихов великого русского поэта.

Страшный грех

В пользу версии самоубийства говорит творчество самого Есенина. Последние два года в его поэзии преобладали покаянные мотивы, мысли об ошибках буйной и мятежной молодости. Но, словно предчувствуя гибель, поэт при этом не воспринимал её трагически. После смерти своего друга поэта Ширяевца в 1924 году он написал: «Мы теперь уходим понемногу / В ту страну, где тишь и благодать. / Может быть, и скоро мне в дорогу / Бренные пожитки собирать».

Есенину было присуще христианское отношение к смерти, как к переходу из суетного земного состояния в страну покоя и вечную жизнь. В его лирике 1925 года мотив смерти — один из главных. В стихотворениях «Вижу сон. Дорога чёрная…», «Не вернусь я в отчий дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» смерть представлена как естественное увядание жизни. Предчувствие смерти сочеталось в лирике Есенина с  радостью жизни: «Увядающая сила! / Умирать — так умирать! / До кончины губы милой / Я хотел бы целовать».

Но самоубийство Есенина, с точки зрения христианства, считается даже большим грехом, чем убийство: самовольно распоряжаться жизнью, даром Божьим, считается большим грехом. Тем не менее православная церковь отпевала Есенина три раза, то есть по-христиански простила. Ведь по дореволюционному праву, самоубийц отпевали только в одном случае — если человек был в состоянии помрачения рассудка: «Аще убиет сам себя человек, не поют над ним, ниже поминают его, разве аще бяше изумлен, сиречь вне ума своего…» Факт отпевания Есенина особенно важен тем, что в послереволюционной атеистической России отпевание было необязательным и даже нежелательным.

Поэт на распутье

Сергей ЕсенинНапомним, что даже в современном Уголовном кодексе есть такая редко используемая статья, как «Доведение до самоубийства». Часто считается, что это ещё более тяжёлое преступление, чем убийство.

Что же подтолкнуло к трагедии в случае Есенина? Как фигурально выразился литератор Сергей Берестов, «Есенина убила жизнь». Поэт, как тонкая творческая натура, был подвержен резким перепадам настроения, боялся одиночества. Но в том роковом декабре его не уберегли, оставили одного. В заключении о смерти говорится, что Есенин плакал перед смертью. Странное дело: его убивают, а он плачет?

Сейчас это называют «кризис среднего возраста», тоска по безвозвратной юности, ощущение уходящей молодости. У Есенина это состояние началось удивительно рано. Например, строки «был я когда-то красивым и юным» он написал 3 октября 1925 года, в день, когда ему исполнилось всего 30 лет. Для него — уже не молодость.

Есенин вообще своеобразно понимал возраст. Помните, как он обращается к матери: «моя старушка»? А ведь мать родила его, когда ей было 20 лет. Значит, «старушке» тогда не было и пятидесяти.

Главные черты характера Есенина — артистизм, нарциссизм, инфантильность натуры. Прибавим к этому недолюбленность в детстве и потребность в материнской опеке. Потому и его жены были старше: Зинаида Райх, Айседора Дункан. Непросты были и жизненные обстоятельства, несмотря на всероссийскую славу. В 30 лет у него уже вышло собрание сочинений, но не было даже комнаты в коммунальной квартире.

Не ладилось с постоянной женой-музой. Либо его любили, а он нет, либо женщины ему изменяли. Считается, что после романа с Есениным Айседора Дункан «доживала» свои дни. А последняя жена Софья Толстая не поехала за Есениным в Ленинград.

Не та революция

Огромная, напряжённая творческая работа в 1925 году (поэма «Анна Снегина», цикл «Персидские мотивы», зимний цикл и многое другое) привела к нервному истощению. Подозревали, что у Есенина был туберкулёз. По версии литератора Владимира Лакшина, Есенин случайно узнал в лечебнице о своей, как тогда считали врачи, неизлечимой болезни.
Разочарование и полный разрыв с советской политической действительностью привели поэта к мысли о том, что его крестьянская революция ещё не начиналась. 7 февраля 1923 года Есенин писал другу Александру Кусикову: «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к Февральской, ни к Октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь».

По свидетельству современников, Есенин поехал в Ленинград возможно, думая об эмиграции. Снял со сберкнижки все свои деньги, взял несколько чемоданов вещей. Но потом понял, что его творчество невозможно вдали от родины, от России. Ведь именно в 1922-1923 годах, во время турне по Европе, началось загульное пьянство поэта. В русском зарубежье даже критик Ходасевич подчёркивал, что алкоголь отрицательно сказывался на творчестве Есенина. Когда он пил, переставал творить.

Весь этот комплекс проблем и довёл до самоубийства. С одной стороны, Есенин сам искал смерть. Но в то же время всё общество, так или иначе, было виновато в смерти поэта.

Многочисленные факты говорят о том, что он решился на последний поступок в своей жизни в порыве отчаяния. Например, очень странное положение тела. Согнутая рука свидетельствует, что в какой-то момент Есенин передумал, хотел вернуться к жизни. Но эксперименты медиков доказывают, что высвободиться из петли в таком положении невозможно.

И всё же разговоры о том, что это было убийство, не утихают, спустя уже почти век после кончины поэта. Виной тому — многочисленные мелкие несостыковки в описании места происшествия и последовавшем расследовании. Однако наиболее вероятно, что это обычные бюрократические халатности, небрежности, характерные для молодой советской республики, где только формировалась и устанавливалась новая власть.

Анализируя все версии, можно сказать, что если и рассматривать что-то кроме самостоятельного сведения счетов с жизнью, то это могло быть доведение до самоубийства или непредумышленное убийство в ходе драки непонятно с кем. Как пророчески писал сам поэт: «Будто кто-то мне в кабацкой драке / Саданул под сердце финский нож». А уже после этого убийцы (или убийца?) попытались замаскировать все под суицид.

В любом случае ясно одно: смерть криминальная, и убийство это или самоубийство, это было почти случайно, не было длительной подготовки, как любят показывать в кино.

Мария КОСОРУКОВА

  Рубрика: Легенды прошлых лет 388 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,418 сек. Потребление памяти:9.68 mb