В броне таланта

Автор: Maks Мар 25, 2018

Художница Луиза Виже-Лебрен (1755-1842) прожила уникальную для своей эпохи жизнь: она состоялась во всех отношениях. И как профессионал, и как мать, и как подруга сильных мира сего.

Злизабет-Луиза Виже-Лебрен оставила 660 портретов и около двух сотен пейзажей. Таким наследием может похвастаться не каждый живописец. С полотен, написанных Виже-Лебрен, на нас смотрят живые люди. Стиль художницы отличают мягкие мазки и теплые, насыщенные тона. Это заметили современники — Луиза рано стала популярна. Заказы сыпались на нее как из рога изобилия. Художница была из породы тех, кого называют непотопляемыми: она почти мистическим образом оставалась на плаву во все — даже нелегкие — времена. Кроме таланта, природа снабдила ее еще одним даром — чуять беду за версту.

Юный талант

Элизабет-Луиза Виже родилась в семье художника Луи Виже. Она с детства была необычным ребенком: в то время как сверстницы интересовались нарядами и куклами, Луиза просила отца дать ей бумагу и карандаши. Веселая и спокойная девочка рисовала целыми днями. Родитель сразу заметил: у его дочери незаурядный талант. И всячески поощрял ее страсть к живописи, давая ей уроки.

Когда девочке исполнилось 12 лет, ее отец скончался. Семья не была богатой. Но ничего трагического после кончины кормильца не случилось. Луиза совершенно непринужденно стала зарабатывать рисованием портретов на заказ. Ее поддержали художники — друзья покойного Луи. И стали посылать к девочке клиентов, которые желали запечатлеть свои образы на холсте. Поначалу люди без доверия отнеслись к слишком уж юной художнице. Но увидев то, как она пишет, стали заказывать ей портрет за портретом. Лица на ее творениях как будто мерцали изнутри светом какой-то прекрасной жизни.

К 15 годам юная Луиза превратилась в востребованного живописца. Своей кистью она зарабатывала очень приличные суммы.

Кроме таланта, судьба даровала мадемуазель Виже замечательную нежную белокурую красоту, которую художница запечатлевала на автопортретах.

В 1776 году молодую красавицу выдали замуж за весьма посредственного художника Лебрена. В браке Луиза счастлива не была. Поговаривали, что супруг не был отцом ее дочери Жюли. Но такое замужество не стало катастрофой для женщины. Ее современницы буквально погибали в несчастливых браках. А мадам Виже-Лебрен умудрилась непринужденно извлечь из замужества все возможное. Талант сделал ее материально независимой. У ее супруга таланта не было, зато были знакомства в высших кругах. Ими-то и смогла воспользоваться деловая и обаятельная Луиза.

Она была представительницей мелкой буржуазии. Но это нисколько не помешало ей влиться в круги высшей аристократии. Вскоре Луиза уже писала портреты самой королевы Марии-Антуанетты и ее семейства. Вслед за королевой самые богатые и знатные дамы Парижа заказали Луизе свои изображения. Супруга монарха была одногодкой художницы — они стали близкими подругами. Женщины проводили вместе много свободного времени, гуляли по версальскому парку, пели дуэтом.

Виже-Лебрен стала не только придворным художником — в 1783 году ее не без помощи королевы избрали в члены Королевской академии живописи и скульптуры.

Как ни странно, несчастливая семейная жизнь художницы протекала мирно. Муж не мешал ни ее работе, ни ее увлечениям. Он вообще не имел привычки вникать в дела супруги.

«Творческие командировки»

Луиза Виже-ЛебренВ 1780-х чета Лебрен много ездила по Европе: правители самых разных государств заказывали Луизе свои портреты. Теперь иметь изображения ее кисти стало делом престижа.

И опять Луизе повезло: во время ее долгой «творческой командировки» на родине, во Франции, произошла революция. Ее подругу и покровительницу Марию-Антуанетту в 1793-м казнили на гильотине. А Виже-Лебрен осталась цела и невредима…

Правда, и художнице как-то пришлось вступить в конфликт с властью. Правда, не в родной стране, а в России.

В 1795 году Виже-Лебрен прибыла в Санкт-Петербург, чтобы в столице северной страны выполнять заказы богатых русских аристократов. Здесь она написала полсотни портретов, впоследствии ставших украшением музеев. Русский высший свет выстроился в очередь за собственными изображениями кисти Луизы. Недовольна ее работами была только царица Екатерина II. Как обычно, Луизе все было как с гуся вода. Пока царица возмущалась бездарностью француженки, которая, по мнению правительницы, дурно написала портреты ее внучек, Луиза преспокойненько выполняла заказы придворных, получая за это хорошие деньги. В этом была она вся, жившая по принципу «собака лает — караван идет».

Луиза относилась к Екатерине II иронически: она понимала, что престарелой царице осталось недолго. Что повелительница огромной империи утратила былую миловидность и переживает из-за своей полноты и непривлекательности. Что она завидует хорошенькой художнице, окруженной толпами поклонников.

Зато Виже-Лебрен очень подружилась с Елизаветой Алексеевной, супругой будущего царя Александра Павловича. С ней Луиза, как когда-то с Марией-Антуанеттой, проводила много времени. И стала автором нескольких ее удачных портретов.

Кроме картин, памятью о пребывании в России стали мемуары Луизы, названные незатейливо: «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.». В них художница демонстрирует весьма необычный взгляд на Россию. Француженка пишет, что русский народ совсем не склонен к пьянству, зато вороват и мягкосердечен. Отдельного панегирика удостоились русские аристократы: Луизу поразило их хлебосольство, которое позволило ей питаться за чужой счет, экономя собственные средства. Немало страниц книги посвящено нравам русского высшего света и блистательному Санкт-Петербургу, который женщина полюбила всей душой.

Европа зовет

Вскоре после восшествия на престол Александра I Лебрен покинула Россию навсегда. Ее, как обычно, не подвело чутье. Луиза, по всей видимости, заметила, что наступает мрачное время: кончились веселые балы и праздники времен правления Екатерины II. И спокойненько покинула север, увезя с собой крупную сумму в золотых рублях, полученную за портреты русских аристократов.

В 1802-м художница ненадолго вернулась во Францию. Но вскоре ее опять позвала дорога: представители европейского высшего света по-прежнему жаждали видеть свои портреты кисти Луизы Лебрен.

Очередная «творческая командировка» затянулась еще на целых восемь лет. Художница стала еще богаче. Личные коллекции и европейские музеи пополнились новыми шедеврами.

В 1810 году постаревшая художница вернулась во Францию окончательно. Естественно, приехала она домой тогда, когда ей на родине определенно ничего не угрожало: общественные катаклизмы остались позади. От заказов по-прежнему отбоя не было. Но Луиза постепенно стала от них отказываться: силы стали не те. Теперь художница сменила кисть на перо — она засела за мемуары. Без дела эта успешная женщина и мать замужней дочери сидеть попросту не могла.

Луиза Виже-Лебрен прожила безоблачную жизнь и тихо скончалась в 1842 году в родном Париже, где много лет назад началась ее счастливая творческая карьера.

Мария КОНЮКОВА

  Рубрика: Женщина в истории




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:65. Время генерации:0,538 сек. Потребление памяти:33.96 mb