В экипаже — только девушки

Автор: Maks Апр 19, 2018

Военно-морская история хранит немало имен командиров боевых судов — представительниц прекрасного пола. Но даже в этой славной галерее Антонина Куприянова стоит особняком. Еще бы — в годы Великой Отечественной войны она командовала уникальным кораблем, экипаж которого состоял из девушек!

Прежде чем поведать об уникальном корабле и его экипаже, сразу скажем, что наша героиня и ее подчиненные занимались делом очень рискованным — они были, по сути дела, речными саперами, занимавшимися разминированием Волги. И каждый выход на задание их катера-тральщика мог стать для девичьего экипажа последним…

«Мама, отпусти на фронт!..»

До войны Тоня жила в Саратове, росла в большой дружной семье. Была она общей любимицей, души не чаяла в своих родных, верила в светлое будущее. Отучившись в школе, устроилась работать на почту. И тут — 22 июня 1941 года…

Трое ее братьев ушли на фронт, а Тоня с матерью терпеливо ждали от них весточки. Тоня, разбирая послания, в первую очередь искала те, на которых были строчки, написанные знакомым почерком. Но однажды она нашла похоронку с фамилией Куприянов. После работы, заплаканная, принесла ее домой. А вскоре пришла похоронка еще на одного брата. И, когда через несколько месяцев принесли роковую весть о гибели третьего брата, Антонина не выдержала:

— Мама, я пойду в военкомат, буду проситься на фронт!

Та охнула:

— Дочка, хоть ты меня не оставляй! Одна ж ты у меня теперь!

Но Антонина была непреклонна.

Служить нашу героиню направили в мае 1943 года на Волжскую военную флотилию. Зная ее историю, командование решило оставить Антонину там, где спокойнее, — в береговую кают-компанию, вестовым. Но деятельной и решительной Антонине эта должность была не по душе. Она хотела настоящего дела…

Подходящая обстановка

В то время перед флотилией остро стоял вопрос разминирования Волги. Несмотря на то что линия фронта ушла далеко от великой русской реки, немецкая авиация не оставляла ее своим вниманием. Больше ста самолетов 4-го воздушного флота люфтваффе были нацелены на то, чтобы заминировать Волгу ог Куйбышева до Астрахани электромагнитными и акустическими донными минами. Всего за две навигации, 1942 и 1943 годов, их было выставлено 756 штук. В конце апреля на минах подорвались несколько барж с горючим. Мало того что фронт недополучил сотни тонн топлива, разливавшаяся по реке горящая нефть на время прерывала судоходство…

В преддверии летней кампании 1943 года волжская водная трасса стала особенно важна для наших войск. И на то, чтобы ее обезопасить, были брошены все силы. Свыше 200 кораблей, катеров и судов привлекали к тралению. Все их требовалось срочно укомплектовать экипажами.

Вот тут старшина 2-й статьи (по-армейски — младший сержант) Куприянова и обратилась к командованию с необычным предложением…

Умелый организатор

Экипаж тральщика ТЩ-611

Антонине по долгу службы приходилось бывать в различных подразделениях флотилии, и она знала многих военнослужащих, среди которых было немало девушек. Некоторые из них служили на кораблях. Куприяновой пришла в голову мысль: «А что, если подобрать из девчат экипаж и попросить у командования корабль для выполнения тральных работ?» С тем она и пришла на прием к командующему Волжской флотилией контр-адмиралу Юрию Пантелееву. Тот удивился и стал прикидывать все за и против. Но старшина 2-й статьи проявила настойчивость. Да и экипажи действительно очень были нужны…

Тогда адмирал Пантелеев пошел на хитрость: согласившись на формирование женского экипажа, он выделил для них один из самых неважнецких по состоянию мобилизованных судов — газоход №12, двигатель которого работал на генераторном газе, от сжигания деревянных чурок. Втайне военачальник надеялся, что девушки потратят много времени на ремонт судна, потом на его переоборудование в тральщик, а к тому времени тральные работы на Волге завершатся. Но он плохо знал характер Антонины Куприяновой…

Благодаря тому, что в ее экипаж вошли двое речников, работавших ранее мотористами на выделенном им судне, — Агния Шабалина и Евдокия Пархачева, — девушки знали все слабые стороны катера. Вместе с Верой Чаповой, Анной Тарасовой, Тамарой Декалиной и Верой Ухловой они активно взялись за ремонт и быстро привели его в божеский вид. Затем в Камышине газоход вооружили пулеметом ДШК и тральным оборудованием, после чего дали ему имя ТЩ-611.

Куприянова отправилась к контр-адмиралу с докладом о готовности судна. Тот удивился, но все же дал женскому тральщику участок для траления. Правда, выбрал тот, что был поспокойнее: плес Быковы Хутора — Луговая Пролейка…

Первый выход

Боевое крещение команда тральщика получила при участии в тушении одной из подорвавшихся на мине барж с горючим. А первый их боевой выход 31 июля 1943 года на траление едва не стал для ТЩ-611 последним…

Целый день катер таскал по реке на буксире трап-баржу, которая должна была взорваться после того, как сработает прибор кратности. Но мина взорвалась слишком близко к самому тральщику. Взрыв уничтожил баржу и серьезно повредил ТЩ-611. Двигатель заглох, через разошедшиеся швы обшивки корпуса стала поступать вода.

Первой спасать корабль бросилась его командир — Куприянова, она же и нашла самую большую пробоину в корпусе. Вместе с подоспевшими девушками она принялась заделывать повреждения и откачивать воду.

Отправленный к месту взрыва спасательный катер обнаружил в том участке где должен был находиться ТЩ-611, только обломки баржи. Весть о гибели девчат разнеслась по флотилии…

Справившись с повреждениями обшивки, мотористы ближе к ночи запустили движок, и поврежденный ТЩ-611 малым ходом пошел на базу. Вернулись девчата уже на рассвете и очень удивились, когда увидели, как их радостно встречают все экипажи и командование. По флотской традиции, девушки вывели в центре красной звезды, нарисованной на рубке катера, цифру 1 — число вытраленных мин.

Но так везло не всем. Однажды вместе с девичьим тральщиком на боевое задание должен был выйти еще один катер. Командиром там был офицер-украинец, очень волновавшийся (первый выход!) и вытиравший пот с лица белым рушничком с красными петухами. «Мама подарила. ..» — говорил он при этом.

Катера вышли на участок, начали работу. Вдруг раздался страшный взрыв! От второго тральщика ничего не осталось… И только белый украинский рушничок проплыл вниз по течению мимо экипажа ТЩ-611.

Немало тогда катеров-тральщиков погибло на Волге, стараясь очистить ее от вражеских мин.

Боевая работа

По завершении тральных работ на данном участке «девичий корабль» направили в другой сектор. Здесь экипаж Куприяновой также отменно показал себя, вытралив и уничтожив еще две мины. Если учесть, что на 203 тральщика приходилось 756 мин, то можно смело утверждать, что свою рискованную, смертельно опасную работу девчата выполнили весьма достойно. Об этом свидетельствует и то, что командира ТЩ-611 представили к правительственной награде. Приказом командующего Волжской флотилией в октябре 943 года старшина 2-й статьи Антонина Куприянова была награждена медалью «За боевые заслуги».

В апреле следующего, 1944 года тральщик был разоружен и возвращен Вятскому речному пароходству. Уникальный экипаж был расформирован.

После войны командир ТЩ-611 с уникальным, единственным в советском Военно-морском флоте женским экипажем, Антонина Емельяновна Куприянова проживала и работала в городе Ульяновске.

Олег ТАРАН

, , ,   Рубрика: Женщина в истории




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,478 сек. Потребление памяти:33.96 mb