В небе России

Автор: Maks Июл 27, 2018

Минуло 235 лет с тех пор, как летом 1783 года братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье, соорудив из оклеенного бумагой полотна 12-метровый шар, наполнили его горячими газами от установленной под шаром жаровни и выпустили в свободный полет.

А несколько десятилетий спустя такой же шар взлетел в небо России…

Через 2 месяца после полета Монгольфье, на такой же шаг решились еще 2 человека. Эти мужественные французы стали первыми аэронавтами планеты. Вскоре у них появилось множество последователей.

Продолжение следует

Увлечение полетами на монгольфьерах (так стали называть шары, наполняемые горячими газами) быстро распространялось по Европе. В стороне оставалась только Россия. Екатерина II была категорически против — жаровни в небе, по ее мнению, были чреваты пожарами на земле. Ее взгляды разделял и взошедший на престол Павел I. Только воцарившийся Александр I проявил интерес к полетам и, дабы увериться в их реальности, пригласил в Санкт-Петербург ставших уже известными у себя на родине французских аэронавтов — братьев Андре и Жака Гарнерен.

По одной из версий, братья вместе с женой Андре мадам Жанной-Женевьевой Лябросс, уже не раз летавшей вместе с мужем, прибыли в Петербург. По другой, в Петербург приехал только Андре с супругой — Жак по каким-то причинам не доехал. Первый полет был назначен на 20 июня 1803 года. Чтобы наблюдать за этим чудом, в саду Кадетского корпуса, располагавшегося в бывшем дворце князя Меншикова на Васильевском, собралась вся петербургская элита, включая императора и всю августейшую семью. Зрелище было не бесплатным — брали по 2 рубля серебром. Шар был собран и заполнялся горячим газом, исходившим от жаровни, в которой сжигалась смесь соломы и шерсти. Дюжина солдат, уцепившись за канаты, с трудом удерживала шар. Наконец, места в подвешенной к шару корзине заняли Жак и его супруга. По знаку, поданному самим императором, солдаты отпустили канаты, и шар взмыл в небо. Поднявшись высоко, он проплыл над Невой и, подчиняясь легкому ветру, двигался над городом. Высыпавший на улицы народ, задрав головы, а иногда и осеняя себя крестным знамением, наблюдал невиданное доселе зрелище. То был первый в истории России случай, когда человек оторвался от земли. По мере остывания заполнивших шар газов он снижался и, наконец, мягко приземлился на Малой Охте. Было еще немало полетов. Свое мастерство вместе и порознь демонстрировали оба брата и отважная мадам Лябросс. Иногда они брали и пассажиров. Несмотря на высокую стоимость, взымаемую французами, желающие прокатиться в подвешенной корзине находились.

Смелые люди

Полёт воздушного шара над РоссиейЛетала семья Нарышкиных и другие знатные особы. А княгине Суворовой «понравилось упражнение сие до того, что она повторила оное до двух раз». Чтобы прокатиться «в лодочке, возимой по воздуху», билет за 2 тысячи рублей купил генерал от инфантерии Сергей Львов. Он, герой Очаковского штурма, поднявшийся в небо на 63-м году жизни, стал одним из первых российских воздухоплавателей. Хотя генерал и «не ощутил за пределами нашей атмосферы… ничего, кроме тумана и сырости», но как человек военный проявил прозорливость, предложив ввести в армии привязные шары. Прошел еще век, прежде чем его идея была реализована в российской армии. Правда, применение нашли не монгольфьеры, а так называемые шарльеры — изобретенные Жаком Шарлем шары, заполняемые водородом.

А пока предприимчивые Гарнерены, неплохо заработав в российской столице, перебрались в Москву и там еще немало полетали. В одном из полетов они особо поразили россиян, когда Андре, поднявшись вместе с братом на порядочную высоту, покинул шар и спустился на землю на парашюте. И это был далеко не первый его прыжок.

Возможно, многие удивятся: в 1803 году — на парашюте? Но ведь в те времена не было ни самолетов, ни парашютов! Да — самолетов еще не было, но парашюты уже были. Правда, они мало напоминали сегодняшние ранцевые парашюты, начало которым положило изобретение петербургского актера Глеба Котельникова в 1911 году. А сама идея создания устройства, предназначенного для безопасного спуска на землю, родилась на несколько веков раньше.

В 1485 году Леонардо да Винчи набросал эскиз некоего прибора пирамидальной формы. Он утверждал: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна размером 12 на 12 локтей, то он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя».

Но во времена да Винчи люди еще не научились летать, и практической надобности в применении парашюта не было. Только развитие воздухоплавания побудило изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.

Впервые построил и испытал такой аппарат французский физик Луи-Себастьян Ленорман. Он же дал ему название «парашют» (от греческого «пара» — «против» и французского «шюте» — «падение»).

Первые парашюты имели форму гигантских зонтов, изготовляемых из прорезиненной ткани. Они были весьма несовершенны, тяжелы, занимали много места. Разместить их в тесной корзине воздушного шара, в которой еще располагались жаровня, балласт и, наконец, сам воздухоплаватель, было нереально. Поэтому рабочая поверхность парашюта вывешивалась снаружи воздушного шара. К ней стропами крепилась подвесная система, в которой следовало устроиться покидавшему в случае опасности воздушный шар аэронавту.

Расположившись в ней, ему оставалось только обрезать веревку, связывающую парашют с шаром. 26 декабря 1783 года Ленорман благополучно спрыгнул со своим парашютом с крыши обсерватории Монпелье. Его соотечественник воздухоплаватель Бланшар 3 июня 1785 года поднялся с Марсова поля Парижа на воздушном шаре и сбросил с него на парашюте собаку. Пес невредимым опустился на землю. Следующей «парашютисткой» таким же образом стала овца.

Земля под ногами

22 октября 1797 года в парижском парке Монсо на глазах у многотысячной толпы братья Гарнерен поднялись на своем воздушном шаре на высоту порядка 1000 метров. Само по себе событие не было выдающимся — Андре и Жак частенько потешали публику полетами.

Но на этот раз они подготовили «сюрприз» — Андре должен был на этой высоте покинуть шар. Для этого к гондоле был прикреплен парашют — восьмиметровый «зонт», оканчивающийся небольшой корзиной, в которую перебрался Андре. После некоторых колебаний Жак перерезал веревку. Парашют, оторвавшись от шара, довольно хаотично болтался в воздухе, будучи практически неуправляемым. Приземление было жестким, но Андре успел сгруппироваться, и дело окончилось только вывихом ноги. Расчеты и наблюдения за поведением парашюта в полете позволили сделать его более управляемым. Для этого в вершине его купола выполнили отверстие, а стропы разделили на группы.

Через 2 года совершила прыжок мадам Лябросс, став первой в мире парашютисткой. А спустя некоторое время свой прыжок совершила и племянница Андре — Элиза.

Семейство Гарнерен превратило прыжки в свой бизнес. Они разъезжали по Европе с показательными выступлениями. В 1802 году в Лондоне Андре установил мировой рекорд, спрыгнув с высоты порядка 2,5 километра. Он не прекращал прыжки и в зрелом возрасте, а до старости попросту не дожил: 54-летнего Андре убило сорвавшейся балкой на производстве.

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС

, , ,   Рубрика: Великие первопроходцы




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,952 сек. Потребление памяти:33.73 mb