В поисках ариев

Автор: Maks Май 1, 2018

Так уж получилось, что честь открытия неизвестной среднеазиатской цивилизации принадлежит не русским учёным, которые изучали этот недавно завоеванный регион, а американцу Рафаэлю Пампелли.

Обычно пишут, что первым раскопки рядом с туркменским поселением Анау начал в 1886 году русский генерал Комаров, увлекавшийся археологией. Но лучше бы он этого не делал: Комаров полностью снёс песчаный холм со всеми его древностями, не задокументировав ни единой находки. Сокровищ он не нашёл. А вот американец Рафаэль Пампелли нашёл. Но не золото, серебро и драгоценные камни, а зёрнышки пшеницы…

Американский энтузиаст

Пампелли происходил из семьи американцев, предки которых отправились осваивать Новый Свет ещё в XVII веке. Отец Рафаэля был банкиром, а мать — поэтессой.

После выпуска из академии вопреки воле отца он отправился учиться в Европу. В немецком Фрайберге окончил Технологический горный университет. С тех пор его жизнь была связана с горным делом. Он даже открыл минерал из породы сланцев, названный его именем, — пампеллиит (пумпеллиит). Как геолог, Пампелли объездил практически всю территорию США. Написал множество стаей по геологии, выдвинул несколько гипотез об изменении ландшафта Земли. Но чем старше он становился, тем больше.его интересовало не то, как менялась планета, а то, как менялся человек, как создали цивилизацию и как эти цивилизации повлияли на потомков.

Особенно остро эти вопросы вставали, когда он посещал удалённые от западной цивилизации страны — Японию, Китай, Монголию, Индию, Афганистан. Он был отличным путешественником: не боялся ни холода, ни жары, ни отсутствия продовольствия, ни перебоев с водой. Находил искреннее удовольствие в общении с народами, которые считались дикими, и не воспринимал их как угрозу.

Однажды он открыл для себя передовую по тем временам гипотезу о происхождении людей белой расы из древних ариев. И стал искать родину ариев. Поскольку исторических и археологических знаний у него не хватало, он вплотную занялся этими науками. В отличие от генерала Комарова, он изучил досконально, с чего надо начинать раскопки, как их вести, как документировать.

Однажды, во время длительного и трудного путешествия из Японии через Монголию и Россию, он оказался в среднеазиатском Туркестане. Там он услышал рассказы о множестве древних городов, погребённых в песках. Изучив среднеазиатские земли как геолог, он пришёл к мысли, что в незапамятной древности здесь вместо пустыни могло быть внутреннее море, на берегах которого жили арии. Узнав о «раскопках» Комарова и увидев склоны Копетдага, он решил в 1904 году раскопать второй, не уничтоженный генералом, песчаный холм возле Анау.

Наперекор обстоятельствам

Холм обещал быть богатым на результаты: Пампелли нашёл там фрагменты очень древней керамики. А где есть керамика — есть надежда раскопать город или могилу. С большими надеждами Пампелли отправился в Санкт-Петербург, добиваться разрешения на раскопки. Российские власти выдали разрешение, но поставили три условия: официально экспедиция будет находиться под присмотром секретаря Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии Василия Бартольда; финансировать изыскания никто не будет; все найденные артефакты останутся в России. Деваться было некуда. Исследователь согласился.

В начале марта началась работа. Археологи снимали слой за слоем, открывая погребения, останки очагов, скелеты животных, керамические сосуды и обломки костей. Нижний слой Пампелли датировал VI тысячелетием до нашей эры. Но самыми интересными оказались слои IV-III тысячелетий до нашей эры. Разбирая керамику, Пампелли обнаружил приставшие к черепкам зёрна пшеницы и ячменя. И те и другие оказались не дикими растениями, а окультуренными злаками. А найденные в культурном слое кости животных оказались останками верблюдов, быков, лошадей и овец, которых древние люди использовали как сельскохозяйственный скот.

Так что Пампелли не отошёл от истины, сделав вывод что сумел найти точку перехода древнего человека от дикости к цивилизации. Раскопанной им цивилизации он дал название «культура Анау». С лёгкой руки Пампелли это название закрепилось надолго за всеми поселениями этого времени в Туркестане.

Холм был буквально просеян через сито, чтобы не пропала даже мельчайшая находка. Однако работы были прерваны самым неожиданным образом: появились полчища саранчи. Насекомые летали, ползли по земле, падали в раскопы, хрустели и чавкали под ногами. Работать стало невыносимо. Нанятые на раскопки туркмены бежали в панике. Работы пришлось свернуть. Пампелли надеялся вернуться в Анау ближе к осени, но разразилась первая русская революция. А потом были Первая мировая война, вторая русская революция, Октябрьский переворот… В Анау он так никогда и не вернулся.

Потерянная письменность

Золото Бактрии

Исследование Туркестана стало планомерно вестись только при советской власти. Тогда выяснилось, что анауской культуре предшествовала джейтунская. Территориально она почти стыкуется с распространением анауской, но отстоит от неё на три тысячелетия.

Это они, а не люди из Анау, первыми начали культивировать дикий ячмень и дикую пшеницу, превратив их в культурные растения. Изобрели каменные серпы и научились прокладывать каналы для ирригации.

В VII тысячелетии до нашей эры эту культуру разбавила кровь мигрантов с Ближнего Востока семито-хамитского происхождения. А с запада начали наступать финно-угорские племена кельтеминарской культуры охотников. В V тысячелетии до нашей эры с территории Ирана пришла новая волна мигрантов — культура Намазга-Тепе. Они знали земледелие, разводили свиней и рогатый скот, занимались ткачеством, умели обрабатывать медь, сооружали колёсные повозки. Но впрягали в них не лошадей, а верблюдов. Лошадь одомашнили другие мигранты — протоиндоевропейцы, пришедшие в Азию с Восточно-Европейской равнины.

Вероятно, в результате этих смешений и образовалась в IV-III тысячелетиях до нашей эры анауская культура. Не совсем арийская, как думал Пампелли, а очень пёстрая в этническом отношении.

Анаусцы провели колоссальную селекционную работу и сотворили туркестанское чудо — белую пшеницу (ак бугдай). В 2005 году на холме недалеко от Ашхабада благодарные потомки построили музей, посвящённый этой пшенице. Там есть и найденные Пампелли зёрна, и найденные в других раскопах зернотерки, и каменные серпы, и ручные мельницы, и мотыги, и маслобойки, и глиняные фигурки богинь плодородия с косами, похожими на колосья.

На территории Туркестана и всей Средней Азии к середине II тысячелетия до нашей эры сложилась Бактрийско-маргианская цивилизация. По сути — индоиранская, по языку — арийская. Её существование открыл и обосновал археолог Виктор Сарианиди, который работал на раскопках в городищах Алтын-Тепе, Намазга-Тепе, Гонур-Тепе. Он раскопал дворцы и курганы, насыпанные над гробницами, жертвенники и зороастрийские алтари, изучил множество скелетов — как людей, так и животных. На территории Афганистана ему удалось обнаружить множество интереснейших артефактов. Это вылепленные из глины повозки, фигурки богов, керамика и гончарные горны, медные и бронзовые ножи и зеркала. А также золотые изделия невероятной красоты — 20 тысяч предметов, так называемое золото Бактрии, которое сегодня считается национальным сокровищем Афганистана.

Но ни Пампелли, ни Сарианиди не обнаружили в холмах Анау, в Намазга-Тепе или в Бактрии ни одного письменного документа. Хотя в Маргиане и Анау были найдены рисунчатые печати. По общепринятому научному мнению, цивилизацией считается только общество, в котором появилась письменность. Узорная печать до письменности не дотягивает. Хотя, если задуматься, для чего нужна печать? Чтобы удостоверять какой-то документ. А если есть документ, то должна непременно иметься и письменность! И, вероятно, она существовала не только во дворцах Маргианы II тысячелетия до нашей эры, но и в Анау за пару тысячелетий до этого.

Михаил РОМАШКО

, , ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:72. Время генерации:1,036 сек. Потребление памяти:32.75 mb