Веретено судьбы

Автор: Maks Фев 6, 2018

Скорее всего, для большинства из нас веретено — это предмет из волшебных сказок, а не из повседневного обихода. Хотя когда-то невозможно было представить себе хозяйку дома, не умеющую обращаться с этим предметом. За внешней простотой ручного прядения скрывается настоящее искусство, которое обеспечивало наших предков качественной теплой одеждой на протяжении веков.

Когда-то, просто скрутив между ладонями кусочек шерсти, человек получил первую примитивную шерстяную нить. Несколько нитей, сплетенные вместе, превратились в ткань, которой можно было укрыться от холода. Это изобретение изменило очень многое. Но скручивать шерсть между ладонями было долго и неудобно. Куда быстрее оказалось наматывать тянущееся волокно на палочку специальной формы. Так появилось первое веретено.

Древнее искусство

Сегодня уже далеко не все знают, как выглядит обыкновенное веретено. А ведь когда-то оно было в каждой крестьянской избе. Веретено представляет собой гладкий стержень из дерева, немного утолщенный в нижней части. Это утолщение является одновременно и грузом, который помогает прядильщице раскручивать веретено пальцем. Перед этим она вытаскивает из заранее обработанной шерсти несколько волокон, скручивает их и закрепляет на веретене.

Вытягивая одной рукой волокно, другой пряха крутит веретено за верхний конец. Таким образом, пучок волокон наматывается на него и превращается в нить. К концу этой нити пряха пристраивает новые волокна, оттягивая веретено все дальше и дальше. Когда же нить становится настолько длинной, что рука уже не может отвести ее, ее наматывают на корпус веретена. И все начинается по новой. Такой процесс может продолжаться практически бесконечно. Хотя если разложить его на стадии, то он состоит всего из двух простых операций: скручивания нити и наматывания ее на веретено. Но сделать это неподготовленный человек сможет едва ли.

Нехитрый способ скручивания нити на протяжении тысячелетий был единственным способом превратить неопрятную груду остриженной с животных шерсти в прочную и красивую ткань, из которой можно сшить теплые вещи для всей семьи.

Вот что писал известный археолог Генрих Шлиман в своей книге «Троя*: «Как и другие начала цивилизации, искусство прядения наглядно представлено нам на первобытных памятниках Египта, изображения не только оказываются настолько живыми, что едва ли нужно какое-либо описание, но они к тому же снабжены иероглифическими подписями, среди которых мы постоянно находим слово saht, которое по-коптски означает «скручивать». По большей части этим ремеслом занимались женщины, и именно поэтому незамужняя женщина все еще называется spinster («прядильщица»)».

Мифы и сказки

Веретено неразрывно связано с символикой прядения. И в этой символике речь идет далеко не только о шерстяных нитях, но и, например, о всей человеческой жизни. В греческой мифологии есть три богини судьбы — мойры (римляне зовут их парками). Одна из них — Киото (римская Нона) — является мойрой настоящего. Она прядет нить судьбы, нанизывая на веретено происходящие в человеческой жизни события. Аналогичная роль уготовлена веретену в скандинавской мифологии — здесь мифологические существа норны, сидя у корней мирового ясеня Иггдрасиля. наматывают на него нити человеческих судеб. Кроме того, древние греки считали веретено атрибутом богини судьбы Ананке.

Отсюда и языковое единение веретена с символами судьбы. В древнегерманском — wurd, староскандинавском — urdh, в англосаксонском — wyrd. Все они созвучны с латинским словом vertere — «вращать». Впрочем, если присмотреться, можно узреть связь латинского названия и с русским словом: vertere — веретено.

О символике веретена писал даже знаменитый философ Платон. В своем великом труде «Государство» он описывал общемировое устройство как результат действия веретена Ананке, на восьми сферах которого располагаются сирены, своим сладкозвучным пением создающие гармонию мира.

Искусством прядения с помощью веретена у всех племен занимались женщины. Не были исключением и славянские народы. На Руси, после уборки урожая и до Великого Поста при лучине девушки и бабы пряли веретеном нить, напевая песни и ведя разговоры. Процесс такого прядения был крайне медленным Но это было необходимо.

Не меньше ценилось искусство прядения и в Европе. Достаточно вспомнить известнейшую сказку о Спящей красавице, различные варианты которой записывали Шарль Перро и братья Гримм. Принцесса там впадает в магический сон, именно уколовшись о веретено. В другом варианте сказки всему виной заноза от льняной пряжи, но старуха с веретеном присутствует и там.

Гордость хозяйки

ВеретеноСледует сделать важную оговорку — вопреки сказанному выше, чаще всего пряли в основном не шерсть, а лен.

Его обработанные волокна (кудель) привязывали к верхней части прялки (лопасти), откуда пряха вытаскивала волокна и наматывала их на веретено. Мастерства и опыта, чтобы получить тонкую, однородную и прочную нить, при этом требовалось немало. Ведь если пряха потянет волокно сильнее нужного, оно оборвется, а если слабо — нить будет толстой и неровной. По качеству нити определяли то, насколько рачительной и аккуратной хозяйкой будет девица. Своим искусством пряхи гордились и выставляли его напоказ.

Но при всем этом даже самые умелые мастерицы, просиживая от зари до зари, не могли напрясть веретеном больше 300 метров нитей в день. Между тем на создание куска ткани в 15 квадратных метров требовалось 20 километров пряжи! Прясть нужно было много и неустанно. Неудивительно, что на Руси веретеном умели пользоваться уже семилетние девочки. Ведь уже в этом возрасте они начинали готовить себе приданое.

Веретена с накрученными нитями пряхи хранили в специальной коробке, называемой мочесником. Обычно это был расписанный узорами небольшой ящик из дерева. Именно с мочесниками незамужние девки собирались вместе в избе на посиделки. Там они пряли пряжу, разговаривали и пели песни.

В связи с широким распространением веретен на Руси их изготовление являлось отдельным промыслом. Особо ценились изделия из Архангельской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний.

Рабочий инструмент мастера был прост: топор, нож и ручной станок для обточки заготовок. Разделав древесину на чурки, мастер клал их на ночь в печку, чтобы просушились. Затем при помощи острого ножа бруски округляли и вставляли в станок. Там им придавалась конечная форма. Затем наступала очередь шлифования, ведь веретено должно быть идеально гладким и не портить нить. Веретена из твердых пород дерева (березы или дуба) стоили дороже, из мягких (сосны или липы) — дешевле. Разумеется, веретено могли украшать резьбой, рисунками или надписями.

Сильно ударило по промыслу изготовления веретен появление механических самопрялок. Впервые подобную вещь придумал в 1530 году немецкий каменотес Иоганн Юргенс для своей невесты. Самопрялка Юргенса делала процесс прядения непрерывным, переложив заботу о кручении с рук на ноги.

На Руси механические самопрялки появились спустя 100 лет, в XVII веке. Но так как позволить себе этот станок могли немногие, веретена оставались в крестьянском быту вплоть до XX века

Недаром веретено оставило заметный след в народной памяти. Оно фигурирует во многих пословицах и поговорках. Например, таких: «Без веретена пряжи не спрядешь»; «Остры веретена намозолили ладони»; «Кривое веретено не исправится»; «Девку веретено одевает»; «Сделала дело худое, переломила веретено кривое».

Прохор ЕЖОВ

,   Рубрика: Люди и вещи




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:70. Время генерации:0,617 сек. Потребление памяти:31.74 mb