История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Корабли без команды

Легенда о капитане «Летучего голландца», который был обречён бороздить моря до второго пришествия, так и осталась бы легендой, если бы не реальные случаи, когда на океанских просторах обнаруживались суда, по непонятным причинам брошенные командами.

Первым в списке «летучих голландцев» следует считать парусник «Sea bird», который шёл под всеми парусами к берегам Нового Света и остановился на мелководье около посёлка Истонс-Бич в июле 1850 года.

Тайна пропавшего экипажа

Летучий голландец

Странное поведение судна заставило местных жителей подняться на борт. Их удивлению не было предела, когда они не обнаружили там ни одного живого существа, кроме скулящей собаки, запертой в каюте. Зато в салоне были накрыты столы, а на плите камбуза кипел кофейник. На месте оказались навигационные приборы, мореходные карты, судовой дневник, и даже личные вещи экипажа. В последующие лет пятьдесят подобные странные происшествия регистрировались трижды. Сначала между Португалией и Азорскими островами, в 400 километрах от Гибралтара, была обнаружена грузовая бригантина «Мария Целеста», потом трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». И, наконец, в 1902 году этот список пополнился торговым парусником «Фрея». Судя по записям в судовом дневнике, судно, вышедшее из мексиканского порта Мансанильо, провело в плавании 17 дней и было обнаружено полузатопленным с креном на левый борт. Странным в катастрофе было то, что за этот период времени в данном регионе никаких штормов не наблюдалось.

В 1921 году на отмели Даймонд Шоалз обнаружили брошенную экипажем пятимачтовую шхуну «Кэрролл А. Диринг» с убранными парусами. Груз, провиант, личные вещи членов команды были на месте, но шлюпки, секстант, хронометр и вахтенный журнал отсутствовали. Почему-то было выведено из строя рулевое управление, а судовой компас разбит. Судьба экипажа так и осталась загадкой. В 1953 году обнаружился ещё один «летучий голландец» — грузовой теплоход «Холчу». Куда подевались члены команды, если все шлюпки и другие спасательные средства были на месте, установить не удалось. В 2003 году у берегов Новой Зеландии экипаж траулера обнаружил покинутую экипажем дрейфующую индонезийскую шхуну «Хай Эмб». И, наконец, в 2007 году у северо-восточного побережья Австралии была «взята на абордаж» рыболовная яхта «Каз-2». Двигатели «призрака» работали на малых оборотах, стол был накрыт, ноутбук и навигатор находились во включенном состоянии, спасательное оборудование в виде жилетов и плотиков тоже было на месте. А членов экипажа как корова языком слизала.

На волю волн

Учёные предлагают довольно убедительные версии по поводу этих происшествий. Например, это могла быть атака «блуждающей волны». Слухи о ней ходили давно, но только в 1995 году такая громадина (высотой 25 метров) была зафиксирована приборами на буровой платформе «Дропнер» в Северном море. Океанологи считают, что формирование подобной волны не связано с катастрофическими геофизическими событиями, как, например, цунами, рождённое землетрясениями. Но объяснить её природу пока никто и не смог. Так что по «Фрее» или по «Кэрролл А. Диринг», возможно, были нанесены гидродинамические удары, а когда команды и пассажиры в панике пересели в шлюпки, появилась вторая «волна-убийца» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ещё одна версия: члены экипажа могли впасть в состояние галлюцинаций. Причиной могли стать аномалии, возникающие в момент расхождения тектонических пород, — в результате увеличения электрического потенциала возникают магнитные возмущения, которые негативно влияют на психическое здоровье человека.

Но ещё более интересной представляется теория «метанового пузыря», образующегося вследствие распада гидрата метана, скопившегося на морском дне. Плотность воды внутри такого гиганта, устремившегося к поверхности, настолько мала, что в результате возникает сильно разрежённая область воздуха, которая может потопить корабль. Это доказали учёные Дэвид Мэй и Джозеф Моноган из австралийского Университета Монаша. Они опытным путём, на макете выяснили, что при радиусе поднимающихся на поверхность газовых пузырей, равном или большем длины макетного корабля, он идёт ко дну. Но тут есть и ещё одна проблема. Как известно, метан, простой углеводород, в природе представляет собой бесцветный газ без запаха, который вырабатывается, например, в болотах или желудках травоядных животных. В малых количествах он практически безвреден, но в больших, особенно в закрытых помещениях, может выступить в качестве взрывоопасной смеси. А ещё было доказано, что в определённой концентрации метан становится сходным по наркотическому действию с диэтиловым эфиром, вызывая негативную реакцию вегетативной нервной системы. Так что огромный пузырь, лопнувший в непосредственной близости от судна, вполне мог спровоцировать массовый психоз, и потерявшие разум люди просто бросались за борт.

Сергей УРАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Версии     Следущая












Интересные сайты: