Вертикальная вода

Автор: Maks Ноя 2, 2018

Человек с начала времён стремился укротить водную стихию, подчинить её, поставить себе на службу. А когда это удавалось, на первый план выходила уже эстетическая составляющая, и к делу приступали художники. Неудивительно, что бьющие ввысь струи воды украшали как самые ранние города людей, так и современные мегаполисы.

Известно, что электрические насосы появились только в XIX веке. Однако комплексы фонтанов в Версале, Петергофе и Риме были построены гораздо раньше. Как люди смогли заставить воду подчиниться, не обладая современными возможностями? Притом что старинные фонтаны и поныне заставляют восхищаться их красотой.

Полезная красота

То, что первые поселения людей возникали вблизи источников воды, — логично и понятно. Родники с водой мастера украшали деревом и камнем. Позднее люди научились перенаправлять водяной поток туда, где это было более полезно, — на поля или в сады. Естественно, вода текла самотёком, но для этого ей нужно было создать условия.

Ещё в древности люди подметили свойство сосудов, сообщающихся между собой с помощью трубки. У них уровни жидкости в наиболее близкой к земле точке равны. Если один сосуд находится выше другого и имеет большой диаметр — скажем, огромный пруд или озеро на возвышенности, — то в соединяемом с ним сосуде внизу вода тоже стремится к такому же уровню. При этом сосуд внизу мог быть небольшой чашей, соединяемой с озером деревянными трубами или каменным жёлобом. Из-за разности давлений вода в нижней чаше не просто стремилась выровняться с верхней, а буквально выпрыгивала на поверхность. В этом и состоял принцип работы древнего фонтана.

Именно благодаря знанию закона сообщающихся сосудов древние египтяне и шумеры устраивали в своих фруктовых садах незатейливые фонтаны. Помимо источника эстетического наслаждения такие сооружения служили для питья и полива тех же садовых растений. Во дворцах фараона и важных чиновников такие фонтаны были уже настоящими произведениями искусства и размещались внутри помещений.

Другим центром развития фонтанного зодчества была Древняя Персия. Здесь садовые фонтаны появились в IV тысячелетии до нашей эры. Их изображения стали одним из излюбленных мотивов в ковровых орнаментах. Персидские правители считали, что их сады — воплощение рая на земле. Они были созданы по принципу четырёх сущностей: воды, растений, цветов и музыки. Потому классический персидский сад был разделён на четыре части. В одной росли красивые фруктовые деревья, в тени которых можно было отдохнуть от солнца. В другой — радовали глаз прекрасные цветы. В третьей, ублажая слух шаха, музыканты играли прекрасную музыку. А вот в четвёртой части располагалась серия фонтанов.

В основном их использовали как резервуары с водой. Но персидские строители не забывали и об эстетической составляющей. Фонтаны создавались таким образом, что их струи сверкали на солнце не только днём, но и в час восхода и заката, создавая непередаваемые ощущения от игры света и тени.

Когда войска Александра Македонского вторглись в империю персидского царя Дария III, они были поражены видом здешних фонтанов. Такой же восторг испытывали и римские военачальники, воевавшие с персами. Неудивительно, что римляне начали строить подобные фонтаны и у себя.

Античное великолепие

Строго говоря, ещё до того, как римляне вторглись в пределы Персии, они уже знали, что такое фонтан и как он устроен. Древний Рим был наследником греческой культуры, где фонтаны были в большом почёте. Фонтан имелся в каждом греческом полисе — большая чаша с источником посредине, затейливо выложенная мрамором. Греческие мастера уже в VI веке до нашей эры научились прятать водные потоки в деревянные или глиняные трубы. А сама вода поступала с гор по акведукам. Хронисты оставили свидетельства существования фонтанов в Афинах, Коринфе и других полисах. Древние документы повествуют о правителе Афин Писистрате, который в VI веке до нашей эры построил главный фонтан города — Эннекронос. Фонтан не только давал горожанам воду, но и наделял прохладой и умиротворял своим видом.

В многолюдных полисах фонтан нередко совмещался с водяными часами или даже с механическими куклами, двигающимися за счёт напора струй. Древние авторы описали фонтан с механическими певчими птицами. Но как только в чаше появлялась механическая сова, остальные пернатые замолкали. Разумеется, такая сложная игрушка в античные времена была венцом инженерного искусства.

Переняв лучшее, что было у греков, римляне усовершенствовали их технологии. В частности, древнеримские акведуки доставляли воду за несколько десятков километров, а по самому городу она распределялась системой не только деревянных или глиняных, но и свинцовых труб. Свинец был побочным продуктом добычи серебра. Тогда римляне ещё не знали, что его применение сулит немало проблем со здоровьем. По записям римского консула и «куратора по воде» Сикста Юлия Фронтинуса, в 98 году в городе имелось девять акведуков, питающих 39 монументальных фонтанов и 591 публичный бассейн. Помимо этого функционировали и частные купальни, фонтаны и термы.

Неудивительно, что древнеримские фонтаны постепенно превращались в произведения искусства. В больших чашах, выложенных мрамором и мозаикой, водяные струи били из пасти хищной рыбы или льва, вызывая восхищение горожан. Да и само слово «фонтан» имеет латинское происхождение и переводится как «источник», «родник», «ключ».

Одним из «доживших» до нас древнеримских фонтанов считается Fontana della Pigna, созданный в I веке. Иначе его называют «Сосновая шишка». Изначально он располагался у храма Изиды на Римском форуме, но потом его переместили в старую базилику Святого Петра, где его увидел великий Данте. А в XV веке фонтан убрали в нишу во дворе между новым дворцом Ватикана и Бельведерским дворцом в Cortile della Pigna.

Королевский шик

Фонтан Треви в РимеПик развития фонтанного искусства пережила и мавританская Испания в XIV веке. Построенные на холмистом рельефе, недалеко от города Гранада, дворцы Альгамбры были украшены замысловатыми фонтанами. В 1319 году для султана воздвигли террасу с бьющими струями воды. А в 1362 году был заложен Львиный двор, изюминкой которого стал центральный фонтан. Он представляет собой огромную вазу, опирающуюся на 12 каменных львов. Из пасти хищников вытекает вода, наполняя четыре канала, разделяющие двор на сегменты.

В эпоху Ренессанса европейцы вспомнили об утраченных красотах Древнего Рима и постарались не только восстановить их, но и превзойти античных мастеров. Фонтаны вновь начали обретать популярность, появляясь даже в монастырях, не говоря уже о дворцовых комплексах, самым роскошным из которых стал Версальский дворец, созданный в XVII веке по распоряжению Людовика XIV, «короля-солнце». Руководил постройкой версальских фонтанов, блестяще копировавших античные сюжеты, архитектор Андре Ленотр.

Античная тема была реализована и в другом шедевре — фонтане Треви в Риме, созданном Николо Сальви.

Правда, возводить Треви начали задолго до Сальви, и этот процесс затянулся более чем на 100 лет (1632-1762), но именно Николо придал фонтану окончательную форму.

Прорубая «окно в Европу», Пётр I считал, что фонтанный комплекс, аналогичный дворцу в Версале, должен появиться и вблизи его новой столицы. Так появился ансамбль фонтанных каскадов в Петергофе. Главным из них считается фонтан «Самсон», олицетворяющий самого Петра. Он был создан в 1735 году в честь 25-летия победы над шведами при Полтаве. Сама битва случилась в день святого Сампсона Странноприимца, и логично, что её победитель был ассоциирован с библейским героем. Струя из фонтана «Самсон» бьёт на 21 метр, возвышаясь над струями всех остальных фонтанов Петергофа. Удивительно, что весь каскад был спроектирован и построен при отсутствии электрических насосов, базируясь исключительно на естественных принципах классической физики.

Сегодня в мире существуют тысячи фонтанов. Самые удивительные из них являют собой венец инженерной и творческой мысли человечества. Фонтан из ртути, мост-фонтан, фонтан-воронка или фонтан Фахда, бьющий практически на высоту Эйфелевой башни (312 метров), — все они, в отличие от своих предшественников, уже не являются источниками питья или орошения, а служат одной цели — ублажать взор смотрящих. И это у них отлично получается.

Алексей МАРТОВ

, , , , ,   Рубрика: Люди и вещи



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,541 сек. Потребление памяти:34.3 mb