История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Одежда для стен

Сделать своё жилище опрятнее и уютнее наверняка хотелось ещё пещерным людям. Со временем шкуры животных на стенах менялись на ткани и ковры. А затем наступила эра обоев — бумажных, кожаных или, на современный манер, виниловых.

Слово «обои» в русском языке произошло от глагола «обивать». В данном случае — обивать стены. Ну или, в крайнем случае, потолок. Хотя в таком случае уместнее было бы назвать обоями тканевые гобелены, царившие в будуарах знати в Средневековье. Но современный человек под словом «обои» понимает совсем другое — отделочный материал из бумаги, винила или ткани, созданный для оклейки стен и потолков.

Восточная диковинка

Обои - одежда для стен

Бумага была создана в 105 году китайским изобретателем Цай Лунем. До этого китайцы использовали похожий материал, который делали из бракованных коконов шелкопряда. Однако даже этот «второсортный» шёлк был дорог. Потому сырьём вскоре стали дешёвые рисовые волокна.

Бумага того времени больше походила на толстый картон. Именно его китайские художники пытались вручную украсить разнообразными орнаментами. Рисунок был не повторяющимся, а оригинальным на каждом листе: птицы, символы даосизма, пейзажи, строения. Как правило, это были чёрные линии на светлом фоне. Цветные орнаменты появились значительно позже, в конце 11-го века. По сути, каждый такой лист был образцом китайского изобразительного искусства. Некоторые из них дожили до наших дней и теперь украшают залы лучших музеев мира. А тогда ими оклеивали стены богатых домов для украшения.

В 11-12 веках бумага добралась до Европы, где заменила кожаный пергамент. Вместе с ней завезли и восточный обычай украшать стены бумажными картинками. Но это были ещё не обои в нынешнем смысле слова. Европейские сюжеты были отличны от китайских — они воспроизводили библейские сцены, жизнь королевского двора или природные пейзажи. Позднее в моду вошли геометрические и растительные орнаменты.

Помимо бумажных картинок на стены, а также дорогих гобеленов, в 11-м веке в домах европейской аристократии стало появляться покрытие из крашеной кожи. В Европу диковинка пришла из домов мавританской знати. И она с успехом может претендовать на роль «бабушки» современных виниловых обоев. Именно таким покрытием ярко-красного и жёлтого цветов в 1425 году были отделаны стены монастырской Мелькской библиотеки в Австрии. Однако стоит помнить, что крашеная кожа была дороже бумажных обоев.

Конкурент из ткани

Всплеск интереса к бумажным обоям произошёл после того, как французский король Людовик XI в 1481 году заказал придворному художнику Жану Бурдишону раскрасить партию бумажных листов. После чего ими отделали стены дворцовой комнаты. Однако в массе своей знать по-прежнему предпочитала тканевые гобелены. А бедняки не имели возможности покупать отделочные материалы.

В 1509 году в Кембридже, чтобы не уничтожать партию неправильно отпечатанных листов с некими текстами, решили нанести на их обратную сторону чёрно-белый узор из шишек и листьев и оклеили ими стены общественного здания. По сути, это была первая промоакция нового отделочного материала. Бумага в те времена использовались, преимущественно для нужд печатной продукции, а бумажные обои всё ещё были редки. Когда же появился устойчивый спрос, их стали использовать в основном для оклейки внутренней поверхности шкафов, шкатулок, комодов, а впоследствии — кладовок и гардеробных. Такие обои назывались «домино» и представляли собой прямоугольные листы размером 50х55 сантиметров. Мастеров по их изготовлению так и называли — доминотьеры.

Совсем другая история приключилась с обоями, привезёнными в 16-м веке из Китая. Расписанные вручную, они привели в восторг короля Франции и придворных. Смекнув, что на этом восторге можно неплохо заработать, французские промышленники, а затем и англичане, наладили производство аналогичных обоев с китайским орнаментом. Вначале обои изготавливались с соблюдением «китайской» технологии и украшались восточными рисунками. Однако был один минус. Качество тканевых обоев было выше, а цена простой ткани и бумаги — примерно равна. Даже после внедрения трафаретных рисунков стоимость бумажных обоев снизилась ненамного. Что оставалось делать их производителям? Только стремиться к тому, чтобы их продукция выглядела не хуже тканевой.

Английский мастер Цанер придумал два оригинальных способа. Первый заключался в тиснении бумаги по принципу тиснения ткани. Второй способ вообще претендовал на звание революционного. Используя обрезки шёлка и шерсти, мастер приклеивал их к грунтованной бумаге. Ворс держался довольно прочно и даже при желании отодрать его от листа было проблематично. В 1586 году другой англичанин — Джером Ланьер — получил разрешение короля на производство для двора аналогичных бархатных обоев. Изготовлялись они также путём приклеивания крашеной шерсти к плотной бумаге. Такие обои почти не отличались от тканевых и могли конкурировать с ними.

И всё же из-за трудоёмкости технологии бумажные обои оставались штучным и дорогим товаром. Прорывом в их производстве стало применение ручного способа печати с помощью доски (манеры), на нижней стороне которой был рельефный рисунок. При прессинге краска с него переносилась на бумагу. Это позволило значительно ускорить процесс нанесения рисунков, но снизило их оригинальность. Этот метод получил название «орнаментная печать».

Стандарт для рулона

Главным недостатком обоев было то, что они представляли собой множество отдельных листов, в то время как рулон был бы куда удобнее и практичнее.

Первым решить эту задачу попытался промышленник из Эльзаса Жан Зубер, который на своей фабрике Nicolas Dolfus & Cie пытался склеивать отдельно отпечатанные листы в рулоны. Но в конце концов он отказался от этой идеи в пользу панорамной печати с использованием пресс-форм. Впрочем, на этом поприще он достиг немалых успехов, и был даже награждён королём Луи-Филиппом в 1834 году орденом Почётного легиона.

Спустя более 100 лет обоями Зубера, приобретёнными в антикварной лавке, отделала приёмную в Белом доме жена президента США Жаклин Кеннеди. Стоимость рулона таких обоев в 1960-х годах на аукционе составляла более 40000 долларов.

Задачу, с которой не смог справиться Зубер, отчасти решил другой француз — Луи-Николя Роберт. В 1799 году он получил патент на машину для производства бумаги большой длины. Спустя 30 лет детище Роберта настолько усовершенствовали, что получение неограниченно длинного куска уже не было проблемой. Тогда же и сложился определённый стандарт обойного рулона — 47 сантиметров шириной и 8,16 метра длиной. Правда, потом он неоднократно менялся. Обои теперь стали доступны широким слоям населения. Однако их распространенность привела к разорению мастерских по изготовлению панорамных обоев.

В середине 20-го века линейку традиционных бумажных обоев дополнили обои из винила. Предтечей тому послужило в 1933 году изобретение винила американским химиком Вальдо Симоном. А в 1947 году компания United Wallpaper выпустила на рынок первые в мире виниловые обои, состоящие из двух слоёв — бумажной подложки и лицевого винилового слоя.

Сегодня промышленность выпускает десятки видов обоев. Помимо упомянутых бумажных и виниловых, есть изготовленные из стекловолокна, из природных, материалов (пробка, бамбук, джут), металлизированные, текстильные, кожаные и даже жидкие. Но какой бы вид обоев ни выбрал человек, важно помнить, что все они появились благодаря его извечному стремлению сделать мир вокруг себя чуточку краше.

Лев КАПЛИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Люди и вещи     Следущая