История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Инструмент женской красоты

Современные модницы даже не подозревают, что еще 100 лет назад процесс нанесения помады на губы был весьма непрост. Да и небезопасен. Хотя сама помада применялась уже много тысячелетий.

Историки утверждают, что первая губная помада появилась 12 тысяч лет назад. Это могли быть сок ягод, кашица из растолченных растений или коры деревьев. Первые документальные подтверждения использования помады нашлись в хрониках Древнего Вавилона. Не только модницы, но и модники из числа месопотамской знати пользовались кремообразной субстанцией из измельченных полудрагоценных камней и минералов. Такую помаду наносили не только на губы, но и на область вокруг глаз.

Божественная Нефертити

Куда привычнее была помада для жителей Древнего Египта. Применять ее египтяне стали еще 5 тысяч лет назад, а исходными ингредиентами были высушенные водоросли и бром. В сухом, солнечном и ветреном климате такая помада играла роль бальзама, защищавшего губы от пересыхания и обветривания. Ее также использовали не только женщины, но и мужчины, и даже дети. Правда, из-за наличия токсичного брома бальзам был небезопасен. Поэтому его использование сами египтяне позднее прозвали «поцелуем смерти».

Гораздо сложнее был рецепт помады для египетской знати. Для ее получения использовался экстракт кармина, извлекаемый из насекомых. Имевший яркий пурпурно-красный цвет кармин смешивали с пчелиным воском и животным жиром. А для блеска в помаду добавляли рыбью чешую.

Однако верхом помадного ремесла стали составы для известной египетской царицы Нефертити. Ее помада изготавливалась на основе мелко истолченных красных жуков и муравьиных яиц. После добавления жировой основы в кремообразную массу высыпался толченый перламутр из морских раковин. Неудивительно, что даже по сравнению с другими царицами Нефертити просто сияла и, казалось, имела божественную красоту.

Простолюдинки наносили себе на губы жирную цветную глину. Причем и у знати, и у простых модниц в фаворе были не ярко-алые, а темные оттенки. Да и губы египтянки старались представить не пухлыми, как нынешние красавицы, а напротив, тонкими и изящными, под стать бровям. Помада настолько прочно вошла в древнеегипетский быт, что ее даже клали в гробницы к усопшим.

Внешность дороже здоровья

Губная помада покоряла женщин и в Древней Греции. Даже оставила след в мифологии. Разрешая спор о красоте между Герой, Афиной и Афродитой, Парис признал победу последней и вручил ей яблоко. Но радоваться Афродите пришлось недолго, ибо ей предъявили обвинения в жульничестве, а конкретно - в использовании пудры и помады.

Культуру эллинов почти полностью переняли римляне, со временем усовершенствовав многие их изобретения. Так произошло и с помадой. Стремясь придать ей яркий и насыщенный цвет, римские парфюмеры изготавливали ее из сурика и киновари. Последняя, являясь сульфидом ртути, имеет ярко-алую окраску. За этот цвет античные жители прозвали киноварь «драконьей кровью» и считали, что в порошкообразном состоянии она идеально подходит для губной помады. Проблема была в том, что киноварь на 85% состояла из ртути, которую вдыхали модницы. То, что их здоровье от этого ухудшалось, одним из первых заметил знаменитый врач Древнего Рима Клавдий Гален. Но люди, несмотря на развернутую им пропаганду, предпочитали приносить здоровье в жертву красоте.

Первый шаг к получению той помады, что используют современные женщины, сделал в X веке придворный лекарь халифа Кордовы Аль-Хакама II - Абуль-Касим аз-Захрави. Он изобрел первую в мире твердую помаду. Арабский врач получил ароматное красящее средство, которое разливал в специальные прямоугольные формы, где оно застывало. Полученные палочки охотно использовались наложницами и женами халифа для окрашивания губ. Однако после изгнания мусульман из Европы секрет изготовления этой помады был утрачен.

В средневековой Европе женщинам, желавшим позаботиться о своей внешности, жилось непросто. В XIV веке папа римский издал буллу, что женщина, использующая косметические средства, оскорбляет образ Девы Марии. То есть Ватикан недвусмысленно намекнул, что косметика (в том числе и помада) есть оружие дьявола, а ее поклонницы с помощью святой инквизиции будут отправлены к своему господину через костер.

В Восточной Европе в ходу была не совсем помада, а скорее подручные средства - толченый кирпич, свекла или малина. Тем не менее цвет губам они придавали яркий и были абсолютно безвредны.

Свою точку зрения на религиозные вопросы имела и протестантская Англия. В 1558 году ее престол заняла «королева-девственница» Елизавета I. Несмотря на прозвище, Елизавета активно интересовалась модой и даже была ее законодательницей. Именно в ее правление обязательным атрибутом аристократок стали ярко-красные губы на выбеленном лице. Помаду для них изготовляли из воска и красных красителей растительного происхождения (высушенных цветов, таких как роза или герань).

На костер за макияж

Правда, уже через 200 лет в Англии почти повторили папскую буллу. В 1770 году парламент принял закон, гласивший, что «искусственные» женщины - это ведьмы, соблазнившие мужчин для брака. Посему муж, заподозривший жену в использовании косметики, мог легко расторгнуть брак и даже настоять на сожжении «ведьмы» на костре. Благодаря этому закону англичанки надолго лишились возможности прихорошиться. А помада, румяна и белила остались в пользовании падших женщин, то бишь проституток. Сама королева Виктория во всеуслышание заявляла, что макияж - безошибочный индикатор женщин легкого поведения.

Однако прогресс был неумолим. В частности, европейские актрисы использовали помаду не только на сцене, но и в жизни. Самый известный пример - Сара Бернар. Кстати, в конце XIX века помада для губ стоила недешево, и наносилась она с помощью кисти. Именно высокая цена и неудобство применения были главными препятствиями для массового спроса.

В 1883 году на выставке в Амстердаме французы представили помаду в форме палочки, обернутой шелковой бумагой. Рекламным лицом нового товара стала все та же Сара Бернар, считавшая «палочку любви» великим открытием XIX века. Вот только эту «палочку» из-за опасности протечки сложно было носить в кармане или сумочке.

Переворот на рынке осуществил Морис Леви, придумавший в 1915 году помаду в металлическом тюбике. Спустя 8 лет в Нэшвилле была запатентована поворотная трубка, при вращении или нажатии на которую появлялся столбик помады. Именно эти изобретения породили «помадный бум». Теперь накрасить губы можно было быстро и где угодно.

Популяризации помады способствовали и актрисы немого кино - Глория Свэнсон, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих и другие. Миллионы женщин хотели походить на них, а значит, были обречены на покупку губной помады. Тем паче что в 1920 году компания Helena Rubinstein предложила помаду в тюбике Valaz Lip-Listre ценой всего 2 доллара. Продукт моментально стал хитом продаж. И даже знаменитая Max Factor не смогла потеснить его жидким блеском для губ, выпущенным в 1930 году. Тогда же компания Hazel Bishop вывела на рынок стойкую помаду, а в 1947 году французы представили «помаду для поцелуев» - Le Rouge Baiser. Кроме нестираемости, в достоинствах у этой помады было богатство цветовой палитры. В 1949 году в США был налажен автоматический выпуск помады в пластиковых или металлических тюбиках.

Дальнейшая эволюция губной помады шла более плавно. В моду входили те или иные цвета, сама помада наполнялась блеском и витаминами. В итоге сегодня любая женщина имеет на выбор тысячи вариантов помад различных цветов, консистенций и производителей.

Алексей АНИКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая