История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Метка подлинности

Первая печать появилась задолго до папируса и пергамента, и даже до изобретения письменности. Да и внешний вид ее был далек от современных. Но суть ее всегда была одной и той же - подтверждение истинности.

Большинству людей термин «пинтадера» не говорит ничего. Хотя именно так называют керамический штамп, использовавшийся еще в позднем каменном веке. На поверхность этой древней печати были нанесены линии. Будучи смоченными краской, они оставляли при оттиске на человеческой коже красивый рисунок. Так что изначально печати были нужны не для удостоверения документов, а как средство украшения или идентификации человека. Рисунок разных пинтадер означал разный социальный статус носителя.

С глины на папирус

Древние печати

Как известно, первую письменность еще в IV тысячелетии до нашей эры изобрели шумеры. Этот народ жил в междуречье Тигра и Евфрата и писал клинописью на глиняных табличках. Вскоре шумеры разработали и цилиндрическую печать, необходимую для заверения глиняного документа. Это был выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием и резьбой на боках. Прокатывая печать по свежей глине, человек вдавливал в нее уникальный рисунок и тем самым заверял подлинность документа. Это, например, было необходимо, когда продавец и покупатель оформляли сделку, и каждый из них оставлял свой оттиск. Иногда договор своей печатью прокатывал чиновник, исполнявший роль нотариуса. Впрочем, печатью прокатывали также двери или сосуды для подтверждения неприкосновенности.

Печати изготавливались из аметиста, гематита, мыльного камня, обсидиана, нефрита и многих других минералов. Чем богаче был человек, тем дороже была его печать. Царские печати делались из полудрагоценных камней. Шумеры считали цилиндрическую печать главным признаком идентификации человека. Если печать терялась, то глашатаи в разных концах города оповещали об этом, а также о ее недействительности. При смерти человека печать клали с ним в гробницу как одну из самых важных реликвий. Ведь, как считали шумеры, в ином мире тоже нужно заверять документы.

Для археологов цилиндрические печати интересны и как источники религиозных обрядов, которые на них изображались. Наука, изучающая печати всех времен и народов, называется сфрагистика.

Из Месопотамии традиция прокатывать печать распространилась на всю Малую Азию и Кавказ. Сильным стимулом для усовершенствования печати стало изобретение в Древнем Египте в III тысячелетии до нашей эры технологии обработки папируса. Теперь изображение с печати уже не вдавливалось в документ, а оставляло след краской. Цилиндрическая печать стала прародителем кольца-печати. Его носили только фараоны.

Кольцо рыбака

Примерно тогда же, в III тысячелетии до нашей эры печати появились в Европе. В Древней Греции, в эпоху раннеминойской цивилизации они делались из мягкого камня и слоновой кости. Позднее формы, орнаменты и материалы стали усложняться.

На рубеже III и II тысячелетий до нашей эры греки придумали линзообразные печати и кольца-печатки. Их использовали как живописные инталии (украшения, выполненные в технике углубленного рельефа).

Широкое распространение печати нашли и на Востоке: в Китае, Индостане, Средней Азии и Японии. В Китае печати иньчжан представляли собой круглые выпуклые поверхности с иероглифами, удостоверяющими личность человека. Такую же роль играли печати доджан и ханко в Корее и Японии, соответственно. А в Древней Индии интересными представляются резные печати Хараппской цивилизации (IV-II тысячелетие до нашей эры), которые уникальны не только по внешнему виду, но и по материалу. Для их производства использовали стеатит - минерал, состоящий из плотного талька. Хараппские печати имели квадратную, реже - круглую форму. На лицевой стороне печати вырезались изображения тигра, быка, слона или фигуры людей. Вместе с рисунком там размещали полупиктографические надписи.

Перстни-печати, распространенные среди фараонов, римских консулов и других верховных лиц, унаследовали и средневековые правители Европы. Причем как светские, так и духовные. Их печатки представляли собой массивный перстень, на плоскую поверхность которого был нанесен символический рельефный узор - герб или монограмма владельца. Самый известный перстень-печать - кольцо рыбака, символ высшей церковной власти. Его носит папа римский.

Первым такой перстень надел на палец папа Климент IV в 1265 году. После него каждый новый понтифик имел уникальный перстень-печать, которым удостоверял церковные документы. На его оттиске изображен апостол Петр, а надпись у каждого нового папы своя. После смерти папы его перстень ломают кардиналы-камерленго, чтобы избежать появления фальшивых указов. Они же церемониально вручают уникальный перстень новому понтифику.

Двуглавый орел

Светские документы в средневековой Европе обычно оборачивали шнурами, которые в свою очередь скрепляли сургучной, восковой или свинцовой печатью. Причем изначально популярностью пользовался именно свинец. Открыть документ без повреждения такой печати было невозможно. Позднее, чтобы гарантировать подлинность документа, печать стали наносить на лицевую сторону листа. Своя печать стала появляться у вельмож, чиновников, муниципалитетов, гильдий и так далее.

Со временем свинец в печати был вытеснен сургучом - быстро застывающим материалом из темных смол. Этот материал привезли из Индии в Испанию, откуда он распространился по всей Европе. В России сургучные печати стали применять во времена Петра I, а окончательно отказались от них только в 2010 году.

Древнерусские князья также использовали перстни-печати для заверения своих указов и посланий. В начале XV века в Московском княжестве появились печати с изображением Георгия Победоносца, а при Иване III на печатях появился двуглавый орел по аналогии с Византией. Так появилась Малая государственная печать, также называемая «кормленной». Ею удостоверяли документы на «кормление» - указы о жаловании земель, крестьян, денег. Надпись на ней содержала имя великого князя, а с середины XVI века - имя царя.

В 1577 году при Иване Грозном была создана Большая государственная печать, лицевую сторону которой украшал двуглавый орел, увенчанный короной. Обрамляли его территориальные эмблемы земель, вошедших в состав Московского царства. На личной печати Ивана Грозного был изображен единорог, символизировавший власть и силу. Хранением и приложением печати ведали дьяки-печатники, а в середине XVII века должность печатника была соединена с должностью думного дьяка, ведавшего Посольским и Печатным приказами.

После Февральской революции 1917 года Временное правительство сохранило на печати изображение двуглавого орла, но без короны, гербов и Георгия Победоносца. А 3 августа 1918 года Совнарком запретил и эту печать, заменив ее печатью с гербом СССР. Текст по окружности указывал на принадлежность ведомства. В современной России печать с изображением государственного герба Российской Федерации применяют федеральные органы государственной и исполнительной власти, иные государственные организации, а также органы, организации и учреждения, независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями.

Алексей МАРТОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая












Интересные сайты: