История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Рукопожатие с домом

Когда встречаются двое мужчин, то в знак приветствия они жмут друг другу руки. Подходя к любой двери, человек инстинктивно тянет руку к ее ручке, даже не осознавая, что повторяет тот же самый ритуал приветствия. Впрочем, дверь может остаться к нему равнодушной и не впустит его внутрь. Но дверная ручка здесь совершенно не виновата.

Массивные двери средневековых замков и монастырей просто немыслимы без тяжелых и одновременно искусно сделанных дверных ручек. Их внешний вид поражает воображение - от простых колец до целых мини-скульптур, закрепленных на двери.

На берегах Нила

Первые двери были деревянными. А вот имели ли они ручки? Возможно, первой в мире дверной ручкой было отверстие в самой двери. Самые ранние поселения людей, способных к образованию государства, возникли на Ближнем Востоке, в Египте и Малой Азии, и дверь вряд ли предназначалась для защиты от холода. Значит, дырка в ней - вполне разумная идея для облегчения открывания.

Другим древним приспособлением для открытия двери могла стать обыкновенная веревка. Кстати, и отверстие, и веревку в качестве дверной ручки используют до сих пор. Правда, двери эти ведут в не самые приятные здания - сарай, хлев, уличный туалет... Но все же сейчас это исключение.

Около б тысяч лет назад древние египтяне научились хранить зерно в амбарах, рыть каналы и плавить медь. Несложно предположить, что они стали первыми в мире людьми, кто изготовил дверь не только из связанных палок, но и из меди. Хотя предназначались такие двери только для дворцов фараонов или храмов. Ручка к подобной двери должна была быть роскошной. Значит, делать ее могли не только из меди, но и из золота. Вот только, к сожалению, предметы из той эпохи до нас почти не дошли. И о виде древнеегипетской ручки историки ничего не знают. Но, учитывая большое культурное наследие, оставленное жителями долины Нила, можно предположить, что она была не примитивным куском металла, а небольшим произведением искусства. Хотя у подавляющего числа египтян ручек просто не было, ибо двери в их жилище представляли собой полотнища, сплетенные из кусков кожи.

В начале XX века в курганах на Северском Донце (Украина) были найдены погребения древних людей. Позднее эта культура получила название катакомбной. Вещи, найденные в могильниках, ученые отнесли к XXV-XX векам до нашей эры, то есть они близки по возрасту к древнеегипетской культуре. Там встречались каменные набалдашники, которые были идентифицированы археологами как наконечники булав. Однако гораздо больше эти набалдашники смахивали на современные дверные ручки. Вот только возникает вопрос - для чего были ручки людям, не имевшим дверей? Ведь построек катакомбной культуры археологи не обнаружили - только погребения.

Кто стучится в дверь мою?

Культура Древней Греции, а затем и Древнего Рима формировалась на фундаменте уже существовавших ранее цивилизаций, в том числе египетской и шумерской. Но именно греки и римляне для разделения пространства дома придумали межкомнатные двери. Тогда же появились и первые дверные замки, которые ввиду своих размеров служили одновременно ручкой для открывания. В обиход простых граждан вместе с деревянными дверьми вошли и деревянные ручки к ним.

Предметом декоративного и прикладного искусства дверные ручки окончательно стали в эпоху Ренессанса. Связано это было с совпадением нескольких факторов: развитием технологий и полета творческой мысли, а также ростом материальных возможностей. Все ручки на дверях домов и замков аристократов теперь были не просто железной скобой, а уникальным шедевром. Если это было кольцо, то обязательно с ажурной вязью. Но чаще знать желала иметь на своих дверях ручки в виде головы дракона, грифона, нимфы, человеческой руки или лапы зверя. Многообразие форм и вариантов было ограничено лишь фантазией заказчика и мастера, в то время как двери в жилищах простых людей открывались простым изогнутым металлическим крюком, вбитым острым концом в древесину.

Тогда же появились так называемые ручки-гонг, или ручки-стучалки. Обычно они представляли собой свисающее кольцо, которым нужно было бить по двери или специально подложенному металлическому элементу. Иногда встречались экземпляры с кольцом, подвешенным сбоку или внизу. За рубежом такие ручки называют кнокерами, от английского слова knoking - «стучаться». В те времена позволить себе подобную ручку мог лишь обладатель двери из дуба, часто обшитой металлическими листами. Достучаться сквозь нее было проблематично. Что, вероятно, и стало причиной добавления к дверной ручке нового функционала - звонка или «средневекового домофона». Тем самым в жертву была принесена функциональность самой ручки, ибо открывать такой конструкцией тяжелую дверь было неудобно. Поэтому кнокеры часто дублировали и обычной ручкой. Зато стучали они отменно.

Со временем такие ручки становились более изящными и заслуженно пользовались популярностью по всей Европе и местами в Азии. Множество таких ручек сохранилось на архитектурных памятниках Европы, где их можно увидеть вживую. Также в мире есть несколько музеев, экспонирующих ручки-кнокеры.

От латуни к силумину

В Средневековье дверные ручки стали не просто элементом двери, но и визитной карточкой здания и его хозяина. По ним судили о характере, состоятельности и пристрастиях владельца. Потому на ручках изображали фамильные гербы, профессии, символы и украшения. Со временем менялся и материал дверных ручек. Если ранее их изготавливали в основном из меди, то в Средневековье появились ручки из серебра, золота и латуни. Изделия из драгоценных металлов были штучными и предназначались для монархов, кардиналов и богачей. А вот латунь стала новым и относительно дешевым материалом для дверных ручек. Хотя пика своей популярности латунные ручки достигли только в XIX веке.

Из курса химии известно, что латунь - это сплав, меди и цинка (до 50%). Хотя люди научилось выплавлять латунь еще до нашей эры, только в XIX веке ее получили прямым соединением меди с цинком. Латунь отлично подвергалась обработке давлением в горячем и холодном состояниях, имела высокие механические свойства и отличный внешний вид. При этом цена ее была ниже, чем у меди. А уж вариации с добавлением других примесей позволяли получить различные цвета ручек - от красноватого до светло-желтого.

Другим популярным материалом для изготовления дверных ручек уже позднее стал алюминий. Но в популярности его превзошел силумин, являющийся сплавом кремния и алюминия (от латинских слов silicium - «кремний» и aluminium - «алюминий»). Этот материал обладает высокими литейными и неплохими механическими свойствами - уступая, правда, в этом показателе меди и латуни. Зато силумин не боится коррозии даже в агрессивных средах. При этом материал дверной ручки может быть одним, а ее покрытие - другим. Наиболее популярные покрытия современных ручек - никелевое и хромовое. Они придают изделию дорогой вид, хотя и увеличивают его стоимость.

Касаясь конструктивных изменений, произошедших с дверной ручкой в Х1Х-ХХ веках, стоит сказать, что ее стали совмещать с устройством отпирания двери. Иначе говоря, дверную ручку совместили с замком. Такие ручки получили название подвижных, или фалевых. В свою очередь, они делятся на ручки-кноб (от английского knob - «набалдашник», «кнопка») и нажимные, приводящие в движение механизм замка при нажатии на рычаг.

Однако, как и сотни лет назад, самой популярной дверной ручкой остается самая простая - стационарная, неподвижная и не связанная с дверным замком.

Прохор ЕЖОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая












Интересные сайты: