История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Выкрик в вечность

С древнейших времен люди, желающие, чтобы об их умениях и мастерстве узнали другие, думали, как это сделать максимально просто и эффективно. Так что реклама, по сути, существовала всегда, просто раньше ее так никто не называл... Кстати, само слово «реклама» пришло в русский язык из французского. А туда попало из латыни. Изначально латинский глагол reclamare означал «выкрикивать».

Пожалуй, одной из первых форм рекламы была народная молва об умельцах. Кто-то рассказывал своим соплеменникам о том, что звездочет умеет гадать по звездам, корзинщик - плести корзины, рыбак - ловить рыбу, и тем самым участвовал в рекламной акции, которая ничем не отличается от современного аналога.

Глашатаи на площадях

Одним из древнейших установлений государственной власти были глашатаи - те, кто фактически рекламировал государственные услуги. Эти должности зафиксированы в различных древних государствах. На европейской территории таблички с перечнем профессий, где значатся и глашатаи, были найдены при раскопках в центрах крито-микенской культуры, относящихся к XIV веку до нашей эры. Для чего служила эта профессия? Для повседневного информирования больших скоплений людей, каковыми уже являлись древние города.

А первые письменные образцы рекламы появились в Древнем Египте, чьи граждане использовали папирус для создания рекламных плакатов и сообщений о продаже. Первые маркетологи использовали любую поверхность, помимо бумаги, на которой было возможно что-либо написать. Так, при раскопках погибших Помпеев на стенах древнего города были обнаружены надписи, информировавшие жителей Помпеев об оказываемых услугах. Интересным способом прорекламировать себя пользовались жрицы любви в Древней Греции - женщины вбивали гвозди в каблуки своей обуви, чтобы та производила громкий «цокающий» звук и привлекала клиентов. Достоверно известно, что реклама была распространена в Древнем Китае. Именно на просторах Азии обнаружили первый в мире штамп, применявшийся для массового изготовления печатной рекламной продукции - бронзовую табличку времен империи Сун (X-XIII века). Надпись на табличке сообщала о том, что в данном месте покупают стальные прутья высокого качества и делают из них самые лучшие иглы.

Реклама подобного рода применялась во многих городах мира, однако некую поправку вносила массовая неграмотность населения, потому рекламу своих услуг большинство оформляло в основном картинками и устными способом - выкриками. В городах трудились специальные люди, использовавшие мощь своего голоса для информирования горожан о различных событиях и услугах. В таком вялотекущем режиме реклама развивалась до изобретения печатного станка.

Эра печатного слова

Мир заполнен рекламой

С появлением газет и книг их стали использовать для рекламы практически всего - например, услуг литейщика, различных мастерских, еды, гостиниц, лекарств... Последний вид пользовался особой популярностью у различного рода аферистов, которые предлагали таблетки от всех болезней. Многие рекламщики вернулись к старым способам - они печатали плакаты в больших количествах и расклеивали их на стенах и на других плоскостях, впоследствии названных билбордами.

В 1836 году во французской газете La Presse впервые появились выделенные места для платной рекламы, что способствовало снижению цены на саму газету. Этот прием быстро подхватили и другие издания.

Бурный рост экономики в середине XIX века создавал необходимость в рекламе. Примерно в это же время появились первые рекламные агентства, предлагавшие свои услуги по размещению рекламы в газетах. Они скупали печатные площади, которые потом перепродавали со своей наценкой тем, кто нуждался в рекламе.

Рекламные агентства в современном понимании возникли ближе к концу XIX века, и одной из первых контор такого рода была NW Ayer & Son, основанная в Филадельфии в 1869 году и функционировавшая по 2002 год. Она брала на себя не только публикацию рекламы в каком-либо издании, но и разработку концепции и слогана компании. Тогда же появился и один из наиболее распространенных способов рекламы - продакт-плейсмент, или «скрытая» реклама. Одним из первопроходцев в сфере «скрытой» рекламы стал Жюль Верн, упоминавший за деньги различные фирмы в своем романе «Вокруг света за 80 дней».

Эра капитализма способствовала развитию рекламы. С этого момента они шли нога в ногу, рождая все новые и новые формы и способы привлечения клиентов. Один из таких способов стал возможен благодаря развитию почтовой службы - отныне можно было заказывать товары по почте, что сформировало целый спектр различных товаров и услуг, продающихся удаленно только благодаря рекламе в газетах или специализированных каталогах.

Таким образом, уже к концу XIX столетия реклама стала частью быта и приметой городской жизни. Основным центром развития рекламы того времени стали США, где рекламу признали «двигателем торговли». Не отставали от США и другие развитые страны: Англия, Франция, Германия.

К этому моменту уже сформировались основные принципы и методы рекламы, существовали опытные компании с обширным послужным списком, которые оказывали услуги по продвижению товаров.

В начале XX века начался очередной рост производства, связанный с Первой мировой войной и массовой индустриальной модернизацией. Рождение новых средств массовой коммуникации открывало новые горизонты.

Большим шагом для развития рекламы стало кино. Появление этого искусства на массовом рынке сразу заинтересовало рекламщиков, которые использовали его возможности для той же «скрытой» рекламы. Не осталось в стороне и радио, где можно было размещать голосовую рекламу, которая благодаря радиоволнам разносилась на многие километры. Благодаря своей массовости и доступности радио стало излюбленным местом рекламщиков.

Во власти телевидения

В России, где начало XX века проходило под знаком большого экономического роста, тоже активно использовали рекламу. Однако две революции и Гражданская война сделали советскую рекламу продуктом весьма специфическим, развивающимся по своим законам и в стороне от общемировых тенденций.

Впрочем, американскую рекламу тоже ждали непростые времена. Период Великой депрессии, начавшейся в конце 1920-х годов, стал для многих рекламных компаний подлинным крахом - им было что рекламировать, только вот мало кто мог позволить себе покупки.

Так продолжалось вплоть до Второй мировой войны, когда мощностью и доступностью рекламы стала пользоваться машина государственной пропаганды, призывающая верных сынов Отечества на армейскую службу. После войны на смену радио пришло телевидение, и теперь все рекламщики боролись за место в эфире в самые «горячие» периоды - перед спортивными трансляциями или во время популярных телешоу. Рынок рекламы и объемы вложений в нее постоянно приумножались, все больше организаций стали понимать ее важность. К уже имевшимся наработкам в сфере рекламы добавилась относительно новая на тот момент наука - психология, которая помогала агентствам лучше изучать потребителя и иметь больше влияния на него. Между компаниями развернулись целые маркетинговые войны за покупателей - в фильмах, журналах, на радио и телевидении продавцы сражались, завлекая все больше и больше людей яркими слоганами. Появились даже целые каналы, отдельно посвященные рекламе товаров. К концу XX века появилась новая ступень на пути рекламного бизнеса - Интернет, открывший рекламщикам ранее неизведанные горизонты.

Так что если в древности реклама создавалась силами одного человека с громким голосом, сейчас над созданием ее образа трудятся сотни профессионалов по четко отлаженным и выверенным схемам.

Егор КИРИЛЛОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая












Интересные сайты: