История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





На поверхности знания

С этой вещью мы все сталкиваемся, когда приходим в школу на первый свой урок. Она верой и правдой служит нам все 10 классов, потом еще пять лет в институте. А кому-то пригождается и в аспирантуре или на курсах повышения квалификации. Одним словом, она постоянно сопровождает нас, когда мы учимся. Это школьная доска, или, если угодно, классная доска.

Первые школы появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. Можно было бы предположить, что и школьные доски были придуманы тогда же, однако это не совсем так.

Глина, воск или сланец?

В те далекие времена идея использовать одну большую доску для всей группы учеников еще не пришла людям в голову. Зато они изобрели маленькие дощечки, а лучше сказать - таблички, которыми школяры пользовались индивидуально. К примеру, шумеры изготавливали такие таблички из необожженной глины (кстати, школы у них так и назывались - «дома табличек»). Древние египтяне все значимые записи делали на папирусе, а вот для обучения письму и счету также пользовались глиняными табличками. В Древней Греции и Древнем Риме ученики писали на деревянных дощечках, покрытых воском. А вот на Руси для этих же целей использовали в основном бересту.

Однако все эти приспособления являются лишь дальними родственниками нашей школьной доски. А ее «родная бабушка» - это индийская черная дощечка. О ней мы знаем благодаря известному персидскому ученому-энциклопедисту Аль-Бируни. В своем труде «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» он сообщал: «В их школах пишут на черных дощечках, и пишут вдоль длинной стороны, а не короткой, и пишут белым материалом слева направо».

Увы, мы не знаем, когда именно индийцы начали обжигать дочерна деревянные дощечки и писать на них кусочками известняка. Однако благодаря запискам персидского ученого нам известно, что к 1030 году эта «канцелярская принадлежность» у них уже вовсю была в ходу.

А вот в Европе белым по черному писать стали только в XIII веке. По крайней мере, к этому времени относится первое письменное упоминание об аспидной доске. Такое странное название этот предмет получил благодаря материалу, из которого был изготовлен, - аспиду (это одна из разновидностей твердого сланца темносерого или черного цвета).

Из пластины такого сланца толщиной около 20 миллиметров делали прямоугольник размером с современный планшет и вставляли его в деревянную рамку. Иногда аспидные доски сразу расчерчивались горизонтальными линиями, чтобы ученики привыкали писать ровно.

Кстати, писали на аспидной доске грифелем, из-за чего в некоторых странах она именовалась грифельной. Но кое-где для письма использовали алюминиевую палочку, которая оставляла на аспидной доске хорошо заметный белый след. А потом в тех же целях стали применять кусочек мела. Обычно к аспидной доске прилагались кусочек ткани или губка, чтобы можно было стирать написанное.

До XVIII века только дети из довольно состоятельных семей имели аспидные доски, поскольку они были недешевы. Но когда в Уэльсе было открыто и стало активно разрабатываться месторождение сланца, аспид резко подешевел, а с ним и аспидные доски. Началось их массовое производство, и к XIX веку почти в каждой школе мира ученики пользовались подобными досками.

Размер имеет значение

Когда же школьная доска стала привычного нам размера? Это открытый вопрос, поскольку существует упоминание о том, что в Европе еще в эпоху Возрождения использовались при обучении музыке большие доски, на которых можно было писать и стирать написанное. Однако подробности нам не известны. Поэтому временем появления на свет традиционной классной доски считается начало XIX века. А ее создателем - школьный директор из Шотландии Джеймс Пилланс.

Однажды он вел урок географии и для того, чтобы наглядно объяснить материал своим ученикам, решил нарисовать контур изучаемой страны. Однако рисунок не уместился на одной обычной аспидной доске. И тогда Пилланс взял несколько штук и составил их вместе. А потом поставил их повыше - чтобы всем было хорошо видно. Так и появилась первая большая классная доска.

Этим нововведением шотландец не ограничился и придумал заодно цветные мелки. Просто ему хотелось нарисовать контур страны белым, горы - зеленым, реки - синим, а места сражений - красным. Пришлось, правда, для этого изобрести способ изготовления мелков разного цвета, потому что пойти в магазин и купить их тогда было невозможно. Учитель создал собственный рецепт, в состав которого входили толченый мел, красящий пигмент и овсянка.

Все эти новые методы преподавания Джеймс Пилланс подробно описал в 1814 году в своем письме Джереми Бентаму - английскому философу и реформатору. А уже от Бентама про них узнал весь мир. Нужно заметить, что традицией вызывать учеников к доске для проверки знаний мы также обязаны этому директору-экспериментатору. Это он первым произнес пугающую фразу: «К доске!»

Обойдемся без мела!

Параллельно Пиллансу, за океаном аспидную доску для объяснения материала в большой аудитории стал использовать английский математик Джордж Барон. Он читал лекции в Военной академии США и сложные формулы для лучшего усвоения записывал мелом на школьной доске.

К сожалению, аспидные доски были не слишком удобны для использования в классе - очень маленькие!

А существенно увеличить их размер не удавалось из-за того, что сланец редко встречается большими пластинами. Поэтому американцы решили просто отказаться от аспида. Они начали изготавливать школьные доски из дерева, а на их поверхность наносили различные смеси, чтоб было удобнее писать. Так, поначалу в США сколачивали сосновые доски и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи. Позже школьные доски стали производить не из сосны, а из более плотной древесины. Сверху на них наносили керамическое покрытие - такие доски получались дорогими, но долговечными, - или просто красили матовой эмалью.

Примерно в 30-х годах XX века аспидные доски практически вышли из употребления. Зато большие классные доски окончательно «захватили» школы и университеты. Со временем они становились все более разнообразными. Например, в середине прошлого века стал встречаться не только черный цвет покрытия, но и зеленый или темно-коричневый. Где-то доски обтягивали линолеумом, где-то делали металлическими или даже стеклянными.

В конце XX века врачи заявили о том, что школьные доски небезопасны для здоровья. Точнее, не сами доски, а мел, которым на них пишут. Он крошится, а образующаяся меловая пыль вызывает аллергию. Да и одежду пачкает! Как следствие, была придумана новая разновидность доски - маркерная. Мел заменили на специальные маркеры, а привычные черные школьные доски - на белые. Во многих школах быстренько заменили старые доски на новые. Однако довольно быстро оказалось, что жидкость, которой полагается стирать надписи, сделанные маркерами, тоже не безвредна. И белые доски как-то постепенно вышли из моды.

А в XXI веке появилась школьная доска нового поколения - интерактивная. По сути это большой сенсорный экран, на который с помощью проектора выводится информация с компьютера. На такой доске можно писать специальным стилусом, при этом написанное не только появляется на экране, но и сохраняется в памяти компьютера. А также можно управлять изображением на экране просто прикосновением пальцев.

Марина ВИКТОРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая