История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Неповторимый шарм шарманки

Тысячелетняя история человечества знает великое множество инструментов - от примитивных шаманских бубнов и дудочек заклинателей змей до грандиозных органов, изобретенных людьми как для услаждения собственного слуха, так и для сопровождения богослужений и разного рода ритуалов. Одни служат источниками «живой музыки», другие - лишь устройства, способные воспроизводить музыку, некогда исполненную и записанную на разного рода носители. К последним относят граммофоны, пришедшие им на смену патефоны, а затем и магнитофоны, плееры и прочие чудеса технического прогресса. В этом же ряду стоит имеющая многовековую историю шарманка, по сей день нередко звучащая на улицах и площадях европейских городов и сел.

«Птичий органчик»

В Западной Европе сей механический музыкальный инструмент появился в самом конце XVII - начале XVIII века. Во Франции таковым был «птичий органчик», служивший для обучения певчих птиц. Отсюда и названия: serinette («чижовка») или merlies («дроздовка»).

Но на право называться родиной шарманки претендуют не только французы. Итальянцы утверждают, что в 1702 году такой инструмент создал местный изобретатель Барбьери. Его шарманка представляла собой нечто среднее между органом и гармоникой. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.

Швейцарцы же говорят, что механизм истинной шарманки был создан позже - его изобрел в 1769 году их соотечественник, механик Антуан Фавр.

Голландцы смеются над этим: по их мнению, первая шарманка появилась на свет на их родине лет 500 назад. В качестве доказательства они предъявляют некий чертеж конца XV века - правда, такой ветхий, что сегодня с трудом можно разобрать, что на нем изображено.

Кому бы ни принадлежал приоритет, но уже в XVIII веке новшество взяли на вооружение уличные музыканты. Ведь шарманка - это переносной музыкальный инструмент, доступный для тех, кто музицировать самостоятельно не умеет. Просто крутишь ручку, и музыка звучит.

Самые примитивные шарманки использовали савояры - жители высокогорной и в те времена (в отличие от нынешних) самой бедной области Франции. Каодый раз, когда в альпийские долины приходил голод, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и просто на улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами. Выступления непременно сопровождались пением под шарманку. Один из этих юных актеров послужил прообразом персонажа пьесы Гёте. Наблюдая за выступлением детей, великий немецкий драматург был настолько очарован их сноровкой, что ввел в свою пьесу «Ярмарка в Плундерсвейлерне» нового персонажа - крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню «Прошел уже я много стран». Позднее специально под этот текст Бетховен написал музыку. Так появилась на свет песня, широко известная в России как «Сурок».

До России шарманка добралась через Польшу только в начале XIX века и быстро стала привычным атрибутом бродячих музыкантов, фокусников и цирков шапито.

Особый шарм этого инструмента, его волнующее и тревожащее звучание не могли не затронуть тонкие струны души россиян.

На дворе без надежд, без конца
Заунывно играет шарманка...

- писала Марина Цветаева.

Шарманка, жалобное пенье,
Тягучих арий дребедень,
Как безобразное виденье
Осеннюю тревожит сень...

- вторил ей Осип Мандельштам.

Что в имени твоем...

Существуют разные версии происхождения термина «шарманка». Вероятно, корень «шарм» присутствует в нем не случайно. Но по одной из версий, слово «шарманка» произошло от названия первой песни, исполненной этим инструментом, - Charmante Catherine («Прекрасная Катрин»). Именно из-за этой популярной песенки в России шарманку иногда называли катаринкой. Другая версия говорит, что уличный органчик изначально назывался ширманкой - от слова «ширма». Ведь именно из-за ширмы персонаж итальянской комедии масок Пульчинелла, постоянный спутник шарманщика, зазывал публику на представление.

В Германии шарманка в свое время сменила лиру, отсюда ее немецкое название - Leierkasten («лира в ящике»). Есть здесь и другое название инструмента - Drehorgel («вертящийся орган»). В английском названии инструмента составляющая «орган» также присутствует: в Великобритании шарманку называют barrel organ.

Шарманка настолько прочно вошла в немецкий быт, что на эту тему сложился целый ряд поговорок и пословиц, например: «Лучше играть на шарманке, чем ничего не делать», или «Плох тот шарманщик, что знает только одну песенку». И такая еще: «В доме шарманщика танцует каждый».

Шарманщиков прославили Ханс Кристиан Андерсен в сказке «Свинопас» и итальянец Карло Коллоди в сказке «Пиноккио», среди главных героев которых были шарманщики. Российским детям о горькой судьбе шарманщика поведал Александр Куприн своим рассказом «Белый пудель».

Шарманщики бродили по городским дворам, неустанно крутили ручки своих музыкальных ящиков, из которых звучали нехитрые популярные песенки, а жители окрестных домов бросали им из окон монетки. Иногда с шарманщиками ходили и подпевали им дети-сироты. Нередко шарманщики держали «ученых» птиц и дрессированных животных: крыс, сурков, морских свинок, которые за мелкую монетку вытаскивали для желающих из коробки билетики «на судьбу». Бывали и танцующие под музыку обезьянки. Часто шарманщики объединялись с кукольниками и сообща выступали на базарных площадях, разыгрывая целые представления. Нелегок был их хлеб: с утра до вечера актер носил на плече складную ширму и сундук с куклами, а музыкант - 30-килограммовый инструмент.

Были среди шарманщиков и мужчины, и женщины, и у каждого был свой сценический образ. В обычную униформу входили цилиндры и котелки, кринолины и жакеты.

А что сейчас?

Профессия шарманщика в Германии не умерла. И сегодня на оживленных площадях и ярмарках можно встретить, как правило, немолодого человека со старой шарманкой на тележке. Еще недавно достопримечательностью Дюссельдорфа был седовласый старик с густой бородой, в цилиндре и фраке. Пенсионер приобрел на блошином рынке свою шарманку и, получив от муниципальных властей лицензию, с удовольствием развлекал публику. В разных городах Германии проходят фестивали шарманщиков, а в Берлине уже много лет в июле собирается даже международный фестиваль. Берлинцы и туристы всегда с нетерпением ждут марша по знаменитой Курфюрстендамм облаченных в старинные наряды шарманщиков. В Австрии и сейчас тоже можно увидеть на улицах, как правило, пожилых людей, строго одетых в черный сюртук и цилиндр либо в национальный костюм - замшевые шорты на подтяжках, клетчатую рубашку и темно-зеленую шляпу с пером, извлекающих своеобразный и довольно нудный звук из своего инструмента. Иногда рядом стоит кружка - так собирают пожертвования на какое-либо мероприятие. В Дании до сих пор принято приглашать шарманщика на свадьбу, это придает торжеству особый колорит. В Праге у знаменитого Карлова моста и на Староместской площади нынешние шарманщики играют в основном для привлечения более щедрых, чем местные жители, иностранных туристов. В Баварии шарманку чаще всего можно увидеть на Терезиенплац в Мюнхене, а также старом городе Нюрнберга. Очень популярны шарманки в Амстердаме. Звучат они и на других континентах - например, в Австралии их музыка сопровождает парады.

Не забыта шарманка ныне и в России, правда, помнят в основном экзотическое название этого инструмента. В Москве на Рогожском валу открылся уютный ресторанчик «Шарманка», а в Одессе - одноименное кафе (увы, недавно сгоревшее). В Екатеринбурге такое название носит детский театр. Да еще Николай Басков порой радует слушателей прекрасным исполнением песни Игоря Крутого на слова Виктора Пеленягрэ:

Вернулась шарманка, о чем-то вздыхая,
Вернулась шарманка, ночами рыдая,
Страдает шарманка, стирая улыбки
Рыдает шарманка с душой первой скрипки...

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая












Интересные сайты: