История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Судьба «однорукого бандита»

Всего несколько лет назад на улицах российских городов располагались заведения, где десятки игровых автоматов предлагали испытать удачу. И прозвище «однорукий бандит», как намек на их способность выгребать деньги из карманов, эти устройства снискали не зря.

К концу XIX века экономика США переживала бурный подъем. Рост доходов населения спровоцировал увеличение развлекательных заведений - салунов, ресторанов, казино и борделей. Игры в карты была неотъемлемой частью досуга их посетителей.

Покерный ящик

Особой популярностью пользовался покер. Именно в эту игру в 1891 году посетителю предлагал сыграть аппарат, изобретенный двумя нью-йоркскими механиками Ситтманом и Питтом. В этом первом игровом устройстве, внешне представлявшем собой деревянный ящик, имелись 5 барабанов и 50 игральных карт. Игрок опускал в прорезь (слот) монету (никелевые 5 центов), дергал за рычаг, приводя во вращение барабаны, и ждал, на какой комбинации карт они остановятся. В случае выигрышной комбинации он предъявлял ее владельцу заведения и получал бесплатную сигару или пиво.

Стремясь увеличить прибыли, владельцы заведений часто удаляли из аппарата пару карт - десятку и валет разных мастей. Это сильно уменьшало шансы выпадения королевского флеша. Тем не менее популярность аппаратов росла.

В Сан-Франциско, в злачном округе Варварская бухта располагалась куча борделей и салонов. Там конкуренцию аппарату Ситтмана и Питта составлял автомат конструкции Клоусона «Тройной джек-пот». Его принцип был прост: упавшая внутрь монета отбрасывалась металлическими выступами вращающихся дисков и попадала в одну из секций - либо для выигрыша, либо нет. В выигрышном отверстии монета могла открыть выход уже накопившемуся количеству монет.

Логично, что такие аппараты зависели от физической силы игрока, дергающего рычаг. Именно поэтому владельцы были вынуждены искать механиков для их починки. Одним из них был 23-летний иммигрант из Германии Август Фей. Судьба этого немецкого переселенца, получившего в истории прозвище «отец игровых автоматов», была необычайна и удивительна.

Будучи 16-м, последним ребенком сельского учителя из Баварии, Август мог рассчитывать лишь на свои силы. В 1885 году Фей по примеру своего дяди решил иммигрировать в США.

Родители «порока»

Чарльз (Август) Фей

Нью-Йорк неприятно поразил немца обилием нищих и грязными улицами. По совету знакомого Фей отправился в Сан-Франциско, где получил место в компании Electric Works. Женившись и сменив имя с Августа на Чарльза, Фей стал подрабатывать ремонтом игровых аппаратов. Первоначально он относился к этой работе как к халтуре, и не более. Тем паче что вместе с коллегами Теодором Хольцом и Густавом Шульцем он ушел из Electric Works и основал собственную компанию по производству телефонного и электрического оборудования. Однако добиться успеха в этой нише было нелегко.

Тогда-то Фей и обратил внимание на рынок игровых автоматов. Свой первый игровой аппарат Фей и Шульц собрали в маленькой мастерской в 1894 году и предложили владельцам нескольких магазинов и салонов не купить его, а взять в аренду. Согласились не все. Но те, кто решил попробовать, в накладе не остались. Аппарат Фея быстро завоевал популярность. Окрыленный успехом, изобретатель собрал новый аппарат, названный им «4-11-44». Игра в нем была схожа с популярной тогда лотереей «Полиси», где комбинация цифр 4-11-44 была самой популярной. Ее же Фей сделал в своем аппарате и самой выигрышной. Приз составлял 5 долларов.

Разногласия между партнерами привели к тому, что в 1895 году Густав Шульц ушел из компании Фея и основал свой бизнес. Он придумал аппарат «Лошадиная подкова», представлявший собой барабанный счетчик. Выигрыш в нем составлял 2 цента или жетон на выпивку. Новшеством в устройстве Шульца был автоматический выброс двухцентового выигрыша, в то время как в остальных аппаратах выигрыш выплачивал бармен.

В свою очередь Фей, решив сосредоточиться на производстве игровых аппаратов, покинул Хольца и в 1896 году открыл завод на Маркет-стрит в Сан-Франциско. Спустя 4 года и Хольц по примеру компаньонов стал производить игровые аппараты, а его компания позднее получила имя Novelty Machine Works и стала лидером на этом рынке.

Помимо упомянутых персон, свое слово в индустрии развлечений сказали изобретатели из Детройта Миллс и Кайли. Они изготовляли большие вертикальные автоматы, которые имели в своей конструкции вращающийся диск. Эти машины весили 120 килограмм и стоили больше 100 долларов. В то время как Фей все так же не продавал свои аппараты, а сдавал в аренду. Тем самым владельцам заведений не приходилось изымать из бизнеса круглую сумму, а нужно было заплатить лишь за аренду. Впрочем, себестоимость аппарата Фея отбивалась уже менее чем за год.

Обходя запреты

В 1899 году Фей вывел на рынок аппарат, где, помимо стандартных карточных мастей и подков, был популярный в то время символ «Колокол Свободы» (Liberty Bell). Выигрышной в нем считалась комбинация, когда на линейке, видимой игроку, выстраивались 3 одинаковых символа. Правда, их цена была различна. Максимальный выигрыш - 10 пятицентовых монет - полагался в случае выпадения 3 колокольчиков.

Коммерческий успех Фея побудил его конкурентов на неадекватные действия. В 1905 году неизвестные совершили разбойное нападение на бар на Пауэлл-стрит в Сан-Франциско. Налетчики забрали немногое - фартук бармена и игровой аппарат Liberty Bell. Спустя год компания Novelty выпустила точной такой же аппарат, но под другим названием, тем самым сняв вопрос о том, кто мог похитить аппарат Фея. Более того, когда в 1906 году в результате землетрясения фабрика Фея оказалась разрушена, Novelty вышла в лидеры продаж игровых автоматов.

Однако путь игровых промышленников не был усыпан розами. В 1912 году в отдельных штатах вышли законы о запрете игровых автоматов. Находчивый Фей тут же переделал свои аппараты в устройства по продаже жевательной резинки. Заодно покупатель мог выиграть еще несколько, если за плату дергал рычаг аппарата. На барабаны теперь нанесли знаки по вкусам жвачки - слива, апельсин, лимон, мята, вишня, а также изображения этикеток с упаковок (BAR). Такие аппараты назывались fruit-machines, и они перекочевали из салонов в обычные магазины. А комбинации фруктов стали классикой игровой индустрии. Эта уловка Фея оказалась весьма кстати, когда в 1920 году в США объявили алкоголь и азартные игры вне закона.

Следующий прорыв состоялся в 1930 году, когда компания Jennings представила игровой аппарат, где колесный механизм приводился в движение не рычагом, а электродвигателем. А вот первый электромеханический автомат Money Honey появился только в 1964 году. Его особенностью было то, что он мог принимать до 500 монет, а самое главное - автоматически выбрасывал игроку выигрыш и монетки падали в специальный поддон. Ведь до этого выигрыш платили хозяева заведений, где стояли автоматы. В 1979 году на рынок был выведен игровой автомат с видеопокером. А в 1996 году американская компания WMS Industries представила полностью электронный игровой аппарат без механической части. Также его новинкой была бонусная игра Reel'Em на втором экране.

С развитием интернет-технологий в Сети стали появляться онлайн-аппараты. Этот этап в истории игровой индустрии начался в 1994 году, когда Антигуа и Барбуда подписали Соглашение о свободной торговле в Карибском море, что позволяло любым компаниям свободно открывать интернет-казино.

Именно этот путь пощекотать себе нервы избрали и российские любители игровых автоматов. Ведь с 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, в России запрещена.

Алексей МАРТОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая












Интересные сайты: