Владения рогатых богов

Автор: Maks Авг 24, 2018

В 1850 году в Египет приехал молодой французский египтолог-самоучка Огюст Мариет. Благодаря его настойчивости и воле наука пополнилась новыми данными, касающимися верований древних египтян…

Французский ученый прочел у Страбона следующие строки: «В Мемфисе есть храм Сераписа, расположенный среди такой пустыни, что ветры нанесли на него целые горы песка, из которых мы увидели лишь выглядывающих сфинксов: одних полузасыпанных, других полностью скрытых песком…»

И вскоре Мариет сумел раскопать Аллею сфинксов. А затем был найден и Серапеум, в котором находились мумии девяти священных быков.

Воплощение Птаха и Осириса

Свыше четырех тысячелетий простоял Мемфис. Он был первой столицей централизованного египетского государства. Этот город старше и Рима, и Афин. Мемфис играл большую роль в стране даже тогда, когда не был столицей и когда должен был уступить первенство стовратным Фивам. В глубокой древности его еще называли «Белые стены», так как город окружала толстая крепостная стена. Были у Мемфиса и другие названия — «Весы обеих земель» или «Жизнь обеих земель».

Священный бык АписМемфис одновременно являлся и крупным религиозным центром. Главным богом считался Птах — покровитель искусства и ремесла, и это, конечно, не случайно. С самого своего существования Мемфис стал средоточием египетского ремесла. А земным воплощением бога Птаха считался священный бык Апис.

Первоначально Апис почитался в качестве воплощения Ка (духа) Птаха. Он считался даже символом фараона. Так как словом «Ка» в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реального быка, а после его смерти переселяться в тело нового животного. Культ Аписа, как считают некоторые египтологи, был установлен уже при второй египетской династии фараоном Кайехом одновременно с культом другого быка, Мневиса, в Гелиополе. Следует отметить, что вторая династия была родом из верхнеегипетского Тиниса. А здесь главным культом был культ Осириса, которому и посвящался Апис. Апис же первоначально был лишь только живым символом Осириса.

Следует отметить, что культ Аписа неоднократно привлекал внимание античных историков. Известный историк Плутарх говорил о том, что Апис являлся одухотворенным изображением Осириса. Он писал, что Апис был произведен на свет лучом месяца и между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния. Да и само число 29 указывает на число дней месяца. По Плутарху, при восходе Луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки назывались Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни быка указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы Луны падали на одни и те же дни. Плутарх пишет и о том, что Апис должен быть черным, за исключением нескольких пятен, которые характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось по всей стране.

Страбон отмечает, что для народа Апис был идентичен самому Осирису. Египтяне считали его быком Луны. Геродот писал, что из всех священных животных Апис был особо почитаем в Египте. Согласно «отцу истории», священный бык должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметину в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было праздником для египтян. Геродот пишет, что Аписа содержали при храме бога Птаха в Мемфисе. Его одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами как предсказание будущего. И «отец истории» отмечает, что смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как и с умершим человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном саркофаге. Геродот лично видел гранитные саркофаги священных быков, которые достигали веса до 80 тонн.

Самый главный

Как известно, древние египтяне почитали кошку, крокодила и других животных, поклоняясь им. Но больше всего, конечно, поклонялись Апису. Это неудивительно, потому что жители берега Нила кормились главным образом за счет плодов земледелия. А чтобы вырастить очередной урожай, невозможно было обойтись без животных. И особенно без тягловой силы. А кто выступал в ее качестве? Конечно, быки. На них пахали плодородный ил, затем загоняли на «ток», и они «обмолачивали» зерно. Соответственно той роли, которую бык играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из приоритетных и главенствующих мест среди прочих обожествленных представителей животного мира. Ему отводили место в храме бога плодородия Птаха, где баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести. В это же время его собратья выполняли тяжелую работу под палящим южным солнцем, послушно неся ярмо.

Когда Апис умирал, его торжественно хоронили в Серапеуме — кладбище священных быков, в роскошном саркофаге. В честь быков сооружали статуи. Считалось, что они держат между ногами диск Солнца. Аписа почитал весь народ, от богачей до последних бедняков. До нас дошло немало изображений поклонения этому богу. Стоит отметить хранящуюся в Лувре кубическую (то есть изготовленную из каменного блока кубической формы) статую некого Хоуи. Египтянин сидит, подтянув колени к груди, а на его ногах выгравирована сцена обращения к священному быку. В Поздний период бронзовые статуэтки животного с текстом и изображением молящегося на основании приобрели особое распространение. Отметим, что большинство этих изображений отсылают нас к ритуалам посмертного поклонения быкам Аписам. Со смертью животного египтяне не забывали о нем, а наоборот, воздавали ему еще больше почестей!

Как и пирамиды фараонов, саркофаги быков подверглись разграблению.

Новый владыка

Когда находили нового Аписа, обладающего всеми приметами, ему воздавали божественные почести и помещали в дворцовый храм — апиум. Здесь откармливали в течение 40 дней. Также почитали не только быка, но и корову, родившую его. Целую неделю длились празднества в честь новоявленного владыки. Ему служили самые красивые девушки, и сам фараон свершал в его честь жертвоприношение. Ежегодные празднества Аписа в основном проводились к ежегодному обновлению воды в Ниле.

Некоторые историки считают, что Апис не должен был жить больше 25 лет. Если он доживал до этого возраста, то его надлежало низвергнуть в Нил. Или утопить в колодце.

Египтяне считали, что Нут, богиня неба, каждое утро преображалась в корову и рожала быка. После этого Нут сходила с неба в храм к Апису. Бог Апис ее оплодотворял, и на свет появлялось очередное воплощение — сияющий лучами теленок-Солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в апиум и принимал прежний облик. На следующую ночь все повторялось сначала.

Так что, согласно представлениям египтян, Нут была женой Аписа. Недаром Мневис и Апис считались инкарнацией Осириса. По верованиям египтян, Апис был быком Луны, а Мневис — Солнца.

В царствование Птолемеев Апис и Осирис слились в единого бога — Сераписа. В его честь Рамсес II, отказавшись от разрозненных гробниц, предусмотрел комплексное захоронения и воздвиг некрополь. Он распорядился вырыть галерею (так называемые «Малые подземелья»), в которой мумии Аписов хоронили в просторных нишах вдоль стен. В конце концов, заполняясь все новыми и новыми мумиями, эта галерея достигла в длину 68 метров. Поэтому Псамметих I заказал вторую галерею, которая была прорыта перпендикулярно первой и получила название «Больших подземелий». Ее длина — 198 метров. Этой галереи хватило надолго: она использовалась вплоть до греко-римского периода.

Виктор ЕЛИСЕЕВ

, , , , , ,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,674 сек. Потребление памяти:33.89 mb