История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Первый среди равных

Начало XX века Индия встретила жадным стремлением к свободе. И не последнюю роль в борьбе с колониализмом сыграл адвокат и писатель Раджендра Прасад, который в 1950 году стал первым президентом страны...

С середины XIX века Индией управляла британская корона. Англия, считавшая себя примером политического устройства, периодически подбрасывала населению разнообразные послабления в виде то снижения налогов, то расширения прав, но в целом управляла громадной колонией без лишних сантиментов.

И с началом XX века многие местные политики, объединившиеся в рамках Индийского национального конгресса, стали понимать, что свободу можно добыть только решительными мерами.

Среди них был и молодой индус Раджендра Прасад, ставший членом ИНК в 1911 году.

В поисках себя

Среди ближайших друзей и учеников Махатмы Ганди, вернувшегося в Индию после многолетнего отсутствия, было немало талантливых и образованных людей. Но адвокат Раджендра Прасад, родившийся 3 декабря 1884 года, сразу обратил на себя внимание духовного лидера нации.

К моменту знакомства с Ганди, случившегося в 1916 году, Прасад уже был опытным и стойким политическим борцом. Кроме того, он был хорошо образован: состоятельные родители, помещики, дали ему все, что было необходимо для развития. Когда мальчику было пять лет, родители пригласили в дом учителя, который занимался с ним хинди, персидским языком и арифметикой. После завершения начального образования его отправили в окружную школу, а в 12 лет женили. Столь юный возраст отнюдь не являлся препятствием для брака - это было традицией, и многие молодые люди тех лет (например, Ганди женился в 13 лет) вступали в брак, ничего не зная об окружающем мире.

После этого Прасад блестяще сдал экзамены в университет Калькутты и даже был принят на учебу со стипендией в 30 рупий (немалые деньги для того периода).

Будущий президент учился с удовольствием и действительно достиг в этой области немалых высот - недаром, когда он в начале 1960-х годов приезжал в Москву, его первым делом пригласили в МГУ и присвоили звание почетного доктора исторических наук.

Раджендра Прасад, помимо страсти к учебе, имел немалый организаторский талант. Еще учась в университете, он организовал созыв конференции студентов-бихари в 1906 году. Работая адвокатом, Прасад повсеместно встречался с фактами произвола и несправедливости со стороны британской администрации. Это привело его к мысли, что Индия должна любой ценой избавиться от британского владычества. Поэтому в 1911 году он вступил в ряды ИНК.

В те годы главная политическая сила индийского общества стояла на перепутье. Всем было очевидно, что 38-миллионная Британия не может владеть 300-миллионной Индией, великой и могущественной страной, имеющей для счастья все что нужно - ресурсы, территорию, трудолюбивый народ.

Однако получить свободу из рук англичан без борьбы не получалось. И лидеры ИНК пытались найти новые способы бороться: большинство склонялось к парламентской форме, чтобы заставить англичан уступать индийцам пядь за пядью во всех сферах. Другие же предлагали взять оружие в руки и объявить войну захватчикам.

И только с появлением Махатмы Ганди политики увидели, что в мире есть и третий путь - эффективный и ненасильственный. Раджендра Прасад был одним из первых, кто поверил в истину великого преобразователя, став его верным последователем.

Вслед за учителем

Махатма Ганди и Раджендра Прасад

Вернувшись в Индию, Ганди преподнес людям новое учение, которое он опробовал в Южной Африке и которое индийскими политиками вначале было встречено с недоверием. Да и какое могло быть ненасильственное сопротивление в тот момент, когда волны революций - в России, Германии, Латинской Америке - смывали ненавистную власть, позволяя строить новое общество! Но Ганди понимал, что революция в многонациональной Индии, населенной темными, необразованными людьми, может привести к такому взрыву, после которого восстановить страну будет невозможно.

Поэтому уже в 1917 году Ганди продемонстрировал на практике «сатьяграху» - провел акты ненасильственного сопротивления в Чампаране и в Кхедде. Десятки тысяч людей по команде своего гуру вдруг отказывались повиноваться англичанам, покупать импортные товары и делать то, что требовала администрация. Когда же доведенные до бешенства британцы стали бросать зачинщиков в тюрьмы, тысячи людей вышли на улицы с просьбой, чтобы их тоже посадили в тюрьму. Это было новым словом и в политике, и в революционной борьбе.

Прасад без раздумий пошел следом за учителем. Это были годы сурового и самоотверженного труда, потому что уже с 1920 года Прасад бросил адвокатуру и с головой окунулся в политику. За свои убеждения пришлось расплачиваться по самой высокой цене - своей свободой.

Прасада несколько раз арестовывали и сажали в тюрьму. Самый большой срок - три года - он получил в 1942 году. А ведь индийские тюрьмы, особенно в те годы (да и сейчас), были настоящими зинданами - каменные мешки, в которых нечем дышать и негде повернуться. Но будущий президент с мужеством принял лишения - ведь перед его глазами был пример Махатмы, гениального борца, который нашел для своей страны единственно верный путь.

Одним из самых сильных впечатлений, произведенных на Прасада «сатьяграхой», был приезд в Индию принца Уэльского. Вице-король Индии, напуганный народным движением, решил, что приезд монаршей особы вызовет у людей призыв энтузиазма и снимет напряжение. Но тут Ганди с товарищами объявили принцу бойкот. Это был апогей «несотрудничества». Везде, где бы ни появился принц - в Бомбее, Калькутте, Аллахабаде, - улицы вымирали. Окна лавок были закрыты, базары - пусты. Индийцам было совсем неинтересно, видимо, посмотреть на принца. Именно день его приезда они посвящали посту и молитве. Акция была проведена необычайно организованно, и англичане впервые поняли, что они столкнулись с особым противником, которого победить трудно, а может, и невозможно.

Победа над личным

Но до победы было еще очень далеко. В 1934 году Прасада избрали президентом Индийского национального конгресса. Разумеется, это место по праву принадлежало Махатме, но политики рассудили здраво: Ганди - духовный лидер нации, ее верховный судья, и ему не нужна светская власть. Тем более что Раджендра Прасад прекрасно справлялся со своими обязанностями. Будущий президент страны слыл мудрым и ответственным человеком. Недаром в Индии до сих пор в качестве духовной притчи рассказывают об истории Прасада, который однажды разгневался на слугу. Это был образцовый слуга, он верой и правдой служил своему хозяину. Но однажды Ратна (так его звали) убирал комнату Прасада и случайно уронил на пол книгу с заложенной в нее ручкой. Ручка - подарок Ганди - сломалась.

Слуга расстроился и честно признался в своей оплошности. Но Раджендра Прасад, разгневавшись, накричал на него и велел убираться из дому - он очень дорожил ручкой как подарком Махатмы.

Ночью Раджендра не мог уснуть - ему не давала покоя мысль о том, что он выгнал своего слугу. Он понял, что сам виноват в случившемся, оставив ручку в таком ненадежном месте. Он послал за Ратной и попросил у него прощения: «Ратна, ты хороший парень. Я сам виноват, что оставил ручку в книге. Прости меня за то, что я вспылил». Этот пример стал образцом для подражания для многих индусов.

В 1950 году Раджендра Прасад, который к этому моменту уже был опытным политиком, стал первым законно избранным президентом независимой Индии. Он был единственным, кто занимал эту должность два срока подряд - с 1950 по 1962 год.

В честь этого большого политика, умершего в 1963 году, 3 декабря свой профессиональный праздник отмечают все индийские адвокаты: этот день в Индии был учрежден в честь Раджендры Прасада. Ведь он был не только борцом за независимость, но и выдающимся юристом и замечательным человеком.

Дмитрий КУПРИЯНОВ

Памятные часы

На аукционе Sotheby's в Женеве продали практически единственные в своем роде наручные часы Rolex, которые носил Раджендра Прасад. На циферблате часов из 18-каратного золота имеется карта Индии и стоит дата 26 января 1950 года - именно в этот день в стране была принята конституция, ознаменовавшая Индию как независимую республику. Стоимость этих часов варьировалась от 222 тысяч до 444 тысяч долларов США. Они были памятным подарком Прасаду в честь первого дня независимости Индии от Британской империи. Часы в двух экземплярах были заказаны в Швейцарии в 1948 году, а уже в 1949-м их привезли в Бомбей. Вторые Rolex подарили премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Власть     Следущая