История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Сенегальский баобаб

В 20-м веке Чёрная Африка начала просыпаться. И если декабристы разбудили Герцена, то африканцы явно проснулись не без участия Ленина. Среди тех африканцев, кто больше не хотел спать, был и будущий президент Сенегала, поэт и философ, автор множества книг и основоположник теории негритюда («чёрного расизма») Леопольд Седар Сенгор…

Сенегал стал французской колонией с середины 17-го века. Всё, что здесь происходило, делалось под диктовку Франции. Местные жители плясали под их дудку, и даже изумительный Дакар — столица страны с незабываемым колоритом и духом — считался «маленьким Парижем». 9 октября 1906 года в 120 километрах от «маленького Парижа» и родился будущий поэт и философ Леопольд Сенгор.

Тот, кто не должен быть унижен

Мальчик родился в небольшом городе Жоаль. Он происходил из сенегальского племени серер. Второе имя Леопольда Сенгора — Седар — на языке племени означает «тот, кто не должен быть унижен», фамилия же произошла от португальского слова «сеньор».

Отец Седара, Базиль Дьогуйе, что в переводе с языка серер означает «лев», был богатым человеком и принадлежал к местной аристократии. В его хозяйстве было более тысячи коров, быков и верблюдов, более 40 ослов и около 15 лошадей. Как и его предки, Базиль занимался торговлей. В обмен на добытые нелёгким трудом рис, просо и арахис он приобретал для своей торговой лавки сахар, ткани и разного рода безделушки. Вспоминая своё детство, Сенгор писал: «Они обменивались загадочными для меня вещами, которые доставлялись вьючными животными с золотыми колокольчиками на шее: это были ценные шкуры, соляные слитки, золото буров и Бунду». Сенгор гордился отцом, ведь сам король Кумба Ндофен Диуф, последний король государства Син, приветствовал его при посещении их деревни.

Удивительно, но Сенгор, как и его предки, исповедовал христианство. И как это христианин стал президентом в стране, где 95% населения исповедует ислам?

В 1928 году Сенгор, получив католическое образование в Сенегале, уехал во Францию, где поступил в Сорбонну.

Парижский мечтатель

Седар Сенгор

В 1930-е годы вольнолюбивый Париж был Меккой молодых бунтовщиков из колониальных стран.

Но Сенгора вряд ли можно отнести к их числу. Университетская выучка превратила молодого сенегальца в настоящего интеллектуала, упивающегося творчеством Бодлера, Верлена, Аполлинера. Кроме того, учась в лицее перед поступлением в Сорбонну, Сенгор свёл знакомство с будущим писателем Андре Жидом и будущим президентом Франции Жоржем Помпиду.

Именно Помпиду помог молодому сенегальцу вернуться в Париж, когда его после окончания Сорбонны отправили преподавать в город Тур, где он мог задержаться на долгие годы.

Живя во французской столице, Сенгор и его друг Эме Сезер разработали новое учение — так называемый негритюд, учение об африканском духе. Вкратце оно сводилось к тому, что африканцы — это избранная раса, возможно, призванная спасти мир. Разумеется, у Сенгора, владеющего всем необходимым аппаратом, учение было представлено в богатых научных декорациях, но суть от этого не меняется. С целью пропаганды негритюда Сенгор основал журнал «Чёрный студент», а потом и культурологический журнал Presence Africaine, где публиковались положения негритюда. Многие французские интеллектуалы приветствовали новое учение: так, Жан-Поль Сартр назвал негритюд «антирасистским расизмом».

Впоследствии, учитывая уроки нацизма, Сенгор откорректировал свою позицию, и центральное значение приобрели не расовые, а культурные различия, была усилена мысль о взаимодополняющем действии африканской и европейской традиций.

Пока Сенгор оттачивал грани своего мировоззрения, в Европе началась война.

С 1939 года он служил во французской армии, а в 1940 году даже попал в немецкий плен.

О том, что французы, даже если они были темнокожими, воспринимались немцами совсем не так, как славяне, может свидетельствовать тот факт, что в плену Сенгор выучил немецкий язык и значительно улучшил греческий.

По воспоминаниям Сенгора, он был в 7 лагерях, и везде не переставал совершенствовать свои знания, в частности, немецкого языка, перечитывал Гёте (ничего не скажешь, хороший плен!). Ну а античных классиков Сенгор предпочитал читать на их родном языке.

Однажды в лагере близ Бордо он погрузился в чтение на греческом языке. Проходивший мимо удивлённый немец спросил:

— Арабский? — Нет, греческий…

— А ну переведи!

После этого ариец стал уважать его и почтительно называть «герр доктор».

В лагере Сенгор писал стихи и тайно через друзей передавал их на волю. «…Европа меня распластала пушечным мясом под слоновыми ножищами танков…» — писал он из фронтового лагеря, значившегося под номером 230.

Наверное, создатель теории «чёрного расизма» знал некий секрет, позволяющий выживать в самых сложных условиях. Может, африканцы и в самом деле богоизбранная раса?

Арахисовый рай

В 1943 году Сенгора освободили, и он успел поучаствовавать в движении Сопротивления. После войны он служил на государственных должностях во Франции, был депутатом, в том числе вице-спикером Национального собрания страны. В 1948 году основал Демократический блок Сенегала, преобразованный в 1959 году в Прогрессивный союз Сенегала.

Парадоксально, но обе жены будущего президента Сенегала были белыми. В 1946 году он женился на Жиннет, дочери Феликса Эбуэ. Личность губернатора Чада, на территории которого формировались воинские части «Свободной Франции», была тогда одной из самых популярных во Франции. От этого брака у Сенгора родились двое сыновей. Старший, Франсис, стал музыкантом, младший, Ги — философом и литератором. Однако по инициативе жены этот брак был расторгнут, и Сенгор вскоре женился на красавице Колетт Юбер, принадлежащей к старинному нормандскому роду де Бетвиль.

В 1948 году Леопольд Сенгор уехал в Сенегал вместе со своей второй белой женой. В 1960 году Сенгор стал президентом Сенегала, получившего независимость.

Независимость вместе с победами принесла и многочисленные разочарования. Экономика страны, фундамент которой составляло выращивание арахиса, трещала по швам. Элита страны была не готова к ответственной работе, институты власти разъедала коррупция, друзья уходили в оппозицию, правительству пришлось столкнуться с племенными разборками и мощным сепаратистским движением.

Сенгор был президентом 20 лет — до 1980 года. Ему все же удалось создать гибкую политическую систему и не стать диктатором. Сенегал был признан в мире как одно из немногих государств в Африке, где сохранены основные политические свободы. В 1976 году Сенгор объявил о всеобщей политической амнистии. Старые соратники, не избежавшие искушения поставить страну на грань гражданской войны, выходили из тюрем и говорили, что «прощают президенту».

Как испортить отношения?

Когда к власти пришёл Сенгор, начавший строить в Сенегале «лирический социализм» (так он это называл), КПСС стала требовать от президента изменения курса на «правильный социализм». Сенгор обиделся, и только в 1972 году появилась возможность улучшить отношения — президент собрался прилететь в Москву. Однако Леонид Брежнев назначил на ту же дату, когда должен был принимать Сенгора, встречу с президентом США Ричардом Никсоном. Дипломатическую неувязку можно было разрешить, принеся извинения и договорившись о других сроках встречи. Брежнев же решил показать себя полным хозяином положения. На свой запрос сенегальцы получили ответ в таком духе: «А зачем вам Брежнев? Он лишь лидер правящей партии, глава государства у нас Подгорный, пусть с ним Сенгор и встречается». Леопольд Сенгор не стерпел подобного пренебрежительного тона. Отношения были вновь испорчены.

Сенгору было уже за 70, когда он решил уйти из политики. Но все эти годы он не переставал писать стихи, так что ему было куда уходить.

В декабре 1980 года Леопольд Сенгор ушёл в отставку, уехал во Францию, где и прожил до самой своей смерти, последовавшей в 2001 году.

В день его кончины, 20 декабря 2001 года, архиепископ Дакара Теодор Адриен Сар заявил о духовном завещании Сенгора похоронить его на кладбище Бель-Эр близ Дакара, где покоился прах его сына Филиппа, трагически погибшего в 1981 году. Ежедневная газета Кот д'Ивуара Fraternite Matin сравнила Сенгора с мощным баобабом, «который, погибая, всегда оставляет вокруг себя проросшие всходы».

Дмитрий КУПРИЯНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Власть     Следущая












Интересные сайты: