История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





«Чёрная смерть»

История Великой Отечественной войны полна загадок, мифов и легенд. В числе прочих — миф о штрафниках. Вроде бы уже рассекречены архивы тех огненных лет, и документы с грифами «Секретно» стали доступны историкам и широкой общественности. Но в то же время на страницах прессы продолжают публиковаться леденящие душу российского обывателя рассказы о штрафниках и штрафбатах, ничего общего с действительностью не имеющие.

Одна из малоизученных и малоизвестных страниц Великой Отечественной войны — история так называемых штрафных эскадрилий. Многие, даже вполне профессиональные историки, считают, что все рассказы о «летающих штрафниках» не что иное, как миф. Однако документы того времени и воспоминания участников войны говорят об обратном.

Заградотряды были не для них

Герой Советского Союза Иван Евграфович Фёдоров

В СМИ много писали о штрафной истребительной эскадрилье, которой командовал советский ас Герой Советского Союза Иван Фёдоров. Некоторые военные историки считали рассказы о ней выдумкой. Но в найденных в архивах документах и в самом деле эскадрилья Фёдорова называется «штрафной» это, скорее, исключение, чем правило.

Дело в том, что пилотов, ведущих воздушный бой на одноместных самолётах, трудно контролировать. Ведь никакой заградотряд в их тылу не поставишь.

Другое дело — лётчики-штурмовики. Среди них штрафников было немало. Причём самых настоящих, приговорённых военными трибуналами к лишению свободы за различные преступления.

Многие лётчики, испытывая чудовищные физические и психологические нагрузки в бою, вернувшись на свой аэродром, пытались расслабиться (или, как сейчас модно говорить, снять стресс) с помощью алкоголя. По пьяной лавочке некоторые из них свершали различные противоправные деяния, за которые полагалась уголовная ответственность.

В то же время направлять лётчиков-профессионалов рядовыми в пехотные штрафбаты командование Красной армии считало нецелесообразным. Для того чтобы подготовить первоклассного лётчика, требовались годы. Пусть он нарушил закон — искупить свою вину кровью можно и не в окопах. В конце концов, совершать боевые вылеты на штурмовку немецких батарей или аэродромов было не менее опасно, чем идти в атаку на вражеские пулемёты. И потому весной 1942 года в штатах штурмовых авиационных дивизий, помимо — трёх обычных авиаполков, появилась и отдельная штрафная штурмовая эскадрилья.

Самые отчаянные

Трудно было назвать более опасную лётную профессию, чем лётчик-штурмовик. Их часто называли смертниками — действительно, идти на цель на низких высотах под бешеным огнём зениток, к тому же ожидая в любую минуту внезапную атаку вражеского истребителя, мог только смелый человек с крепкими нервами.

Основным самолётом-штурмовиком ВВС Красной армии тогда был Ил-2. Эту легендарную машину немцы называли «чёрной смертью». Ил-2, помимо всего прочего, был самым массовым советским самолётом Великой Отечественной войны. Всего выпустили 36154 самолёта Ил-2. Цифра эта говорит и о другом — именно эти самолёты несли наиболее страшные потери в ходе боевых действий. На 10 мая 1945 года в составе воздушных армий всех советских фронтов насчитывалось 3289 самолётов Ил-2! Сравните — 36154 и 3289 — и вы поймёте, сколько самолётов-штурмовиков было потеряно в бою!

Лётчики-штурмовики считались отчаянными людьми. Хотя Ил-2 был неплохо забронирован и имел сильное вооружение, всё же никакая броня не могла спасти его от зенитного снаряда или очереди из пушки «мессера» или «фоккера».

За годы войны боевые потери лётчиков-штурмовиков ВВС РККА составили 7837 человек. Многие штурмовые авиаполки по нескольку раз направляли в тыл для переформирования (21-й ШАП переформировывался аж пять раз!). Поэтому у лётчика, направленного в отдельную штрафную штурмовую эскадрилью, всегда была возможность искупить кровью свою вину.

Для этого нужно было: или совершить определённое количество боевых вылетов, или получить ранение в бою, или пробыть в составе штрафной эскадрильи от одного до трёх месяцев. Как и прочих штрафников, отдельную эскадрилью направляли на самые опасные задания, где ожидалось максимальное противодействие противника, и, следовательно, возможны были максимальные потери.

Многие лётчики-штрафники с этих заданий не вернулись, и их семьи согласно приказу наркома обороны №298 от 28 сентября 1942 года получали за них пенсию, причём из расчёта оклада денежного содержания по последней должности до направления в штрафное подразделение. Те же, кто искупил свою вину кровью или отличился во время выполнения боевого задания, получали за это правительственные награды и восстанавливались в офицерском звании. Некоторые из бывших лётчиков-штрафников стали к концу войны Героями Советского Союза!

«Будешь ты летать со свистом, задом наперед…»

Но не все пилоты, угодившие под трибунал, могли рассчитывать на то, что их отправят в лётное штрафное подразделение. На фронте одним из самых страшных преступлений считалась трусость в бою и невыполнение поставленной задачи. Трусам пощады не было. Касалось это и лётчиков-истребителей, которые бросили прикрываемые ими штурмовики или бомбардировщики. Приказ наркома обороны №0685 от 9 сентября 1942 года прямо гласил: «Лётчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту».

Ну а тем из лётного состава, кто совершил тяжкие преступления, давали шанс искупить свою вину не только в качестве пилота. Ещё большей опасности, чем пилот самолёта Ил-2, в штурмовых частях подвергался воздушный стрелок. Если лётчик худо-бедно, но был защищён от вражеского огня бронекорпусом и бронестеклом, то воздушный стрелок на Ил-2 фактически был беззащитен. В полёте он наполовину высовывался из кабины, сидя на широком брезентовом ремне, ворочая тяжёлым крупнокалиберным пулемётом УБТ. Во время штурмовки стрелка осыпали осколки разорвавшихся поблизости зенитных снарядов.

Ещё хуже было, когда штурмовик атаковали истребители врага. Обычно они делали это сзади (спереди, учитывая мощное вооружение Ил-2, немцы нападать не рисковали). Так что отбиваться от «мессеров» и «фоккеров» приходилось воздушным стрелкам. При этом они несли большие потери. Соотношение погибших лётчиков-штурмовиков и их стрелков было примерно 1:2.

Штурмовые авиачасти испытывали острую нехватку воздушных стрелков. Те же, что поступали из авиационных школ, часто даже не умели стрелять из пулемёта! И тогда на должности воздушных стрелков стали ставить пилотов-штрафников.

Один из лётчиков вспоминал, что к ним в полк прислали штурмана из бомбардировочной эскадрильи. Из-за его ошибки наши самолёты отбомбились по своим. Штурману дали десять лет лишения свободы, разжаловали в рядовые и направили искупать вину в качестве воздушного стрелка в штурмовой авиаполк. Другой лётчик из дальнебомбардировочной авиации, старший лейтенант, попал под трибунал за то, что по пьянке застрелил милиционера. Получив десять лет лагерей, он также сел за пулемёт штурмовика. Совершив тридцать боевых вылетов, штрафник получил орден Отечественной войны II степени, был восстановлен в звании и отправлен к месту прежней службы.

Надо сказать, что воздушные стрелки штурмовиков Ил-2 были отчаянными ребятами. На счету у многих из них записано немало сбитых вражеских самолётов.

В числе их побед был и Отто Киттель — четвёртый в списке лучших асов люфтваффе (267 сбитых самолётов). Киттель нарвался на меткую очередь стрелка штурмовика Ил-2 14 февраля 1945 года в небе над Курляндией.

Олег ПЕТРОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Военная тайна     Следущая










Сообщество в G+



Мультивиза шенген на 2 года- ООО Виза Мира в Москве.